Место социологии в системе наук. Структура социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Основой науки и обыденного сознания, присутствующего в повседневной жизни, является процесс познания, то есть отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ к.р..doc

— 109.00 Кб (Скачать)

       Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические  теории, предметом исследования которых  являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

       Сегодня в социологии уже в большей  или меньшей степени оформлено  свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

       В социологии более, чем в любой  другой общественной науке, заметно  разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

       В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и  основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).

       Основным  характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

       Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.  

 

       

Заключение

       В данной работе были рассмотрены вопросы  о социологии как науки, ее взаимосвязи  с другими гуманитарными науками, ее место в системе наук об обществе и человеке.

       Современная социология - это самостоятельная  наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.

       Любое общественное явление предстает  как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В  рамках этой системы анализируются  все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

       Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений.

       В современном обществе каждый образованный гражданин обязан иметь хотя бы базовое  представление о социологии, политологи и праве. В российском обществе, как нам представляется, растет потребность в гражданском образовании. Оно необходимо каждому, чтобы научиться жить в условиях идеологического плюрализма, уметь отстаивать свою гражданскую позицию, уважать культуру других народов, быть терпимым к другим взглядам, видеть в человеке человека независимо от его национальной принадлежности, политических и эстетических предпочтений, культурных приоритетов, быть активным гражданином демократического государства.

       В современном мире достижения и облик  каждого общества зависят от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое человеческое достоинство, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности творческого развития.

       Расширение  прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

       Социология  изучает традиции, структуры и  институты, влияние групп и организаций  на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

       Социология  с ее опорой на наблюдение и измерения  позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

       У социологии много общего с другими  науками, такими как политология, экономика, антропология, психология,

       Роль  социологии в современном мире многообразна. Социология пытается изучить причины кризиса общества, а также найти пути выхода из этого кризиса. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

       Социология  изучает жизнь общества, познает  тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и на микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

       Социология  служит улучшению взаимопонимания  между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.

 

Список  литературы

       1. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001.

       2. Куликов Л.М. Основы социологии  и политологии. Учеб. пособие.  М., 2001.

       3. Смелзер Н. Социология /Под ред.  В.А.Ядова. М., 1998.

       4. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

       5. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2006.

       6. Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П.  Волкова. - М.: Гардарики, 2002. - 512 с.

       7. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 232 с.

       8. Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003.

       9. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - 508 с.

       10. Харчева В. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 302 с.

       11. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 349 с.

       12. Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О.  Боронаева. - СПб.: издательство «Алетейя», 2000. - 248 с.

       13. Бельский В. Ю. и другие Социология. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

       14. Добреньков В. И., Кравченко А.  И. Социология. Том 1: Методология  и история. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

       15. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1996. - 208 с.

       16. Социология: основы общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.

        

Информация о работе Место социологии в системе наук. Структура социологического знания