Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:44, доклад
История социальной психологии значительно моложе самого социально-психологического мышления. Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее анализировать. Передавались из поколения в поколение, как способы межличностного взаимодействия, так и способы воздействия на толпу, массу. Обряды и табу выступали в роли нравственных регуляторов жизни. Сложность определения момента, когда социальная психология заявила о себе, как о самостоятельной науке связана с тем, что она сразу стала развиваться внутри определенных школ.
Место
социальной психологии в системе
современного научного знания
История социальной психологии значительно моложе самого социально-психологического мышления. Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее анализировать. Передавались из поколения в поколение, как способы межличностного взаимодействия, так и способы воздействия на толпу, массу. Обряды и табу выступали в роли нравственных регуляторов жизни. Сложность определения момента, когда социальная психология заявила о себе, как о самостоятельной науке связана с тем, что она сразу стала развиваться внутри определенных школ.
В середине XIX века благодаря ряду открытий социальная психология получает признание как самостоятельная дисциплина: были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии, которые для интерпретации нуждались в анализе со стороны социальной психологии (Тейлор завершает свои исследования в области первобытной культуры, Леви-Брюль изучает мышление первобытного человека, криминология - причины противоправного поведения и т. д.).
В начале XX социальная психология развивается сразу в рамках двух дисциплин - социологии и психологии. Основные дискуссии второй половины XX века касались двух вопросов:
1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;
2) соотношения социальной
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».
Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии личность, при этом акцент делался как на психологические черты, особенности личности, типологию личностей, так и положение личности в группе, межличностные отношения, общение. Подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
В ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. Социальная психология была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.
Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б. Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает:
1)
социальную психологию
2)
социальную психологию
3) социальные отношения;
4) формы духовной деятельности.
Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1)
изменения психической
2) особенности групп,
3) психическую сторону процессов общества.
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей - предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:
1)
социальная психология есть
2) социальная психология есть часть психологии;
3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко:
а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;
б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.
Французский социальный психолог С. Московиси заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы. Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем.
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний. Это межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность и т. д. Новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем.
Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания к проблемам этнической психологии (в связи с обострением межнациональных конфликтов), экономической психологии и др. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.
1.1.Предмет, объект, структура, методы и задачи социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.
Социальная психология изучает:
- психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
- феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.л.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
- психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
- массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Таким
образом, социальная психология - наука,
изучающая психологические
К
объектам изучения социальной психологии
относят носителей социально-
- личность в группе (системе отношений),
- взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т. д.),
- малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),
- взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т. д.),
- взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.),
- большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.
Как подчеркивает А. Л. Журавлев, процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений.
Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры.
В
соответствии с приложением социально-
В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
- социальная психология личности,
- психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
- психология малых групп,
- психология межгруппового взаимодействия,
- психология больших социальных групп и массовых явлений.
Процесс
интеграции социальной психологии с
другими психологическими отраслями
интенсивно продолжается: в настоящее
время формируется социально-
1.2.
Становление социальной
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. МакДугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин “социальная психология” в начале своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психологических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне “созрела” для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.
Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали “материнскими” дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследования социальной психологии. Рассмотрим наиболее распространённые.
Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличии от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всём многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и так далее. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.
Информация о работе Место социальной психологии в системе современного научного знания