Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа
Социальная работа как общественный институт является необходимой, неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально-экономического развития оно ни находилось.
Введение……………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты института социальной работы в современном обществе.……………………………………..…………..…..
1.1 Институт социальной работы: сущность, содержание, особенности в условиях современного общества………………………………..……………
1.2 Взаимосвязь социальной политики и института социальной работы 1.3 Роль института социальной работы в построении гражданского общества
Глава II. Совершенствование института социальной работы в Российской Федерации………..………………………………………….
2.1 Проблемы и пути реформирования института социальной работы в условиях современного российского общества.
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию института социальной работы в Российской Федерации.
Заключение…………………………………………………….
Библиография………………………………………………………….
1. Социально - инновационных, создающих (конструирующих) и совершенствующих «механизмы» решения социальных проблем;
2. Обеспечивающих качественное функционирование существующих в обществе «механизмов» решения социальных проблем.
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникшие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане. Усилия социальных работников связаны не только со снятием социальной напряженности, они также участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
Давая определение социальной работы, хочется сказать, что это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержание конкретного человека и создание в обществе условий для его наиболее полной самореализации и гармоничного сосуществования с другими людьми. Не принципиальным, с нашей точки зрения, является само название этой деятельности и существование ее под этим наименованием, наиболее важна суть проводимых в социуме работ, основной целью и ценностью которых является конкретный человек с его индивидуальностью.
Подводя некоторый итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Особое прочтение сказанное получает в свете последних тенденций, направленных либо на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо, напротив, на сведение участия государства в этой области к минимуму.
В условиях хронической административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизненность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности представителей этой профессии отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на специфическую функцию в обществе, на социальное финансирование и на специализированную подготовку кадров. Уже давно ясно, что ресурсы, которыми располагают социальные работники в этих областях, зависят не только от общей экономической ситуации, но и от идеологических и политических решений относительно распределения общественных средств. В такой ситуации особенно важен вектор идеи, определяющий профессиональную самобытность социальной работы, и общий культурный контекст, в котором решается этот вопрос. С нашей точки зрения, этим вектором должны стать идеи прав человека, построения гражданского общества и правового государства.
Глава 2. Совершенствование института социальной работы в Российской Федерации.
2.1 Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни - начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достой-ным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию:
1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей
Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагопо-лучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абст-рактным, бесполезным, а то и враждебным.
Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо слож-ных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономи-ческой и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболева-ниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практиче-ски бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны ма-терей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила иг-рать сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) су-ществующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касаю-щихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и опре-делить учреждения, где это уместно.
В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные инте-ресы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохра-нительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным феде-ральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.
Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:
обуславливающих:
мертворождение и патологические роды;
врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
голодание и нерациональное для детей питание;
безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
вовлечение в политическую активность и военные действия;
проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
препятствующих:
охране здоровья;
пребыванию ребенка в семье;
получению образования и духовно-нравственного воспитания;
формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
приобщению к культурным ценностям;
занятиям физической культурой и спортом;
созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
выбору вероисповедания;
целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.
На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.
2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.
Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препят-ствующих:
1. эффективной занятости человека;
2. предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занято-сти отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой соци-альной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
молодежи;
одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолет-них детей или детей-инвалидов;
лицам предпенсионного возраста;
военнослужащим, уволенным в запас;
бывшим воинам - участникам военных конфликтов;
инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных ка-тастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
лицам, продолжительное время не имеющим работы;
лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лече-нии по решению суда.
3. выплате и получению заработной платы и всех видов социальных посо-бий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательст-вом;
4. охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
5. оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризис-ные материальные и социально-бытовые ситуации;
Ш равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
6.реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
Информация о работе Место и роль института социальной работы в современном обществе