Место человека в системе животного мира и антропогенез. Основные этапы развития человека разумного

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Изначально вопросом о происхождении человека занимается эволюционная антропология. Её возникновение относится к середине 19 века. Начало изучения эволюционного происхождения человека было положено двумя следующими событиями.

Содержание

Введение

1. Антропогенез. Основные положения

1.1. Стадии антропогенеза

1.2. Биологические и социальные факторы антропогенеза

2. Этапы развития человека
2.1. Дриопитеки

2.2. Стадия предшественника. Обнаружение австралопитеков

2.3. Образ жизни австралопитеков

2.4. Человек умелый, человек рудольфский

2.5. Стадия архантропов. Древнейшие люди

2.6. Образ жизни синантропов

2.7. Стадия палеоантропов (древние люди - неандертальцы)

2.8. Образ жизни неандертальцев

2.9. Стадия неоантропов (новый человек – Человек разумный)

2.10. Образ жизни кроманьонцев

Заключение

3. Приложение 1

4. Приложение 2

5. Приложение3

Используемая литература и ссылки на Интернет – источники

Работа содержит 1 файл

Место человека в системе животного мира и антропогенез..doc

— 432.00 Кб (Скачать)

     Все сферы деятельности кроманьонцев были усовершенствованы по сравнению  с их предками. Они изготавливали лучшую одежду, сооружали более обширные жилища и ели гораздо более разнообразную пищу, чем их предшественники. Объем мозга у «человека разумного» в два раза больше, чем у «человека умелого». Он выше ростом, у него прямая фигура. «Люди разумные» владеют связной речью.

     Кроме всего прочего, учёные установили, что  у кроманьонцев было ещё одно важное новшество – искусство. Кроманьонский  человек был пещерным, но с одним  отличием: его неухоженная внешность  скрывала развитый интеллект и сложную духовную жизнь. Стены его пещер покрывали нарисованные, вырезанные и выцарапанные шедевры, очень выразительные и полные непосредственного обаяния.

     

     Кроманьонец отличался от своих предшественников физиологическими характеристиками. Во-первых, его кости легче костей его предков. Во-вторых, кроманьонский череп во всём похож на череп современных людей: чётко выраженный подбородочный выступ, высокий лоб, мелкие зубы, объём мозговой полости соответствует современному. Наконец, ему свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной речи. Расположение полостей носа и рта, удлинённая глотка (отдел горла, находящийся непосредственно над голосовыми связками) и гибкость языка давали ему возможность оформлять и издавать чёткие звуки, гораздо более разнообразные, чем те, которые были доступны ранним людям. Однако из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, так как его удлинившаяся глотка служит и преддверием пищевода. Прямой походке суждено было стать сначала правилом, а потом необходимостью. На долю рук тем временем доставалось всё больше и больше различных видов деятельности. При обработке камня, дерева, шкур, при добывании огня развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжёлое копьё, и тонкую иглу. Постепенно действия руки становились все более и более уверенными и сложными. В коллективном труде развивались ум и речь людей.

      Начинавшееся  господство над природой расширяло  кругозор человека. С другой стороны, развитие труда по необходимости  способствовало более тесному сплочению  членов общества. Жили общинами по 15-30 человек и впервые в истории создали поселения. Жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе встречаются землянки. В результате у формировавшихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.

      Разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью, которая  отличала формирующихся людей современного вида от поздних неандертальцев. Лобные доли мозга – средоточие не только высших мыслительных, но и социальных функций. Разрастание лобных долей расширяло сферу высшего ассоциативного мышления, а с ним способствовало усложнению общественной жизни, разнообразию трудовой деятельности, вызывало дальнейшую эволюцию строения тела, физиологических функций, двигательных навыков.

      Интересно, что кроманьонцы почитали культ мертвых. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка). 
 
 

                                             Заключение 

      Все преобразования в ходе эволюции человеческого вида не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Они во многом обусловлены созданием особой, культурной среды и сильнейшим воздействием социальных факторов. Социальный труд и изготовление орудий труда обеспечили особый, человеческий путь развития вида, который отличается общественными отношениями (разделением труда, возникновением торговли, искусства, религии, науки и отраслей научного производства). Человек разумный создал культурную среду, в результате чего отпала необходимость дальнейшей эволюции человека в направлении преобразования его в другой, более совершенный вид. Так прекратилась эволюция современного человека как биологического вида. Она продолжается лишь в пределах уже сформировавшегося вида. Таким образом, с возникновением человеческого общества на стадии Homo sapiens около 40 тысяч лет назад роль естественного отбора утратила для человека своё значение. 
 
 
 

                                3. Приложение 1 схема «Мозг и огонь» 

 

                          

                  4. Приложение 2 схема «Заселение Homo sapiens Европы» 

 
 
 
 
 
 

                    5. Приложение 3 схема «Ареал неандертальцев» 

 
 
 
 
 

                                        

                                           Используемая литература: 

1. Справочник школьника 5-11 классы, издательство «АСТ – ПРЕСС», 1999 год

2. Энциклопедия  для детей Аванта Плюс, том 18 «Человек», часть 1, издательство «Мир энциклопедий Аванта», 2001 год

3. Большая Советская  Энциклопедия

- Тимофеев-Ресовский  Н. В., Свирежев Ю. М., О генетическом полиморфизме в популяциях, «Генетика», 1967 год; 

                                       Ссылки на Интернет - источники: 

- http://www.evolbiol.ru/human.htm

- http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm

- http://www.ebio.ru/che02.html

Информация о работе Место человека в системе животного мира и антропогенез. Основные этапы развития человека разумного