Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:16, доклад
Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Также, таким термином именуют субъекты общества, утратившие свои функции, но ещё числящиеся как исполняющие их.
Маргина́л (от лат. margo
— край) — вольно трактуемое/употребляемое
понятие для обозначения человека, чьё
положение в обществе, образ жизни, мировоззрение,
происхождение и т. п. не вписываются в
общую массу.
Также, таким термином именуют субъекты общества, утратившие свои функции, но ещё числящиеся как исполняющие их.
Происхождение термина
Сам термин «маргинальный»
употреблялся уже давно для обозначения
записей, пометок на полях; в другом
смысле он означает «экономически близкий
к пределу, почти убыточный».
Как социологический
он существует с 1928 года. Американский
социолог, один из основателей чикагской
школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые
употребил его в своём эссе «Человеческая
миграция и маргинальный человек», посвящённом
изучению процессов в среде иммигрантов.
Правда, предысторией возникновения термина
можно считать термин «промежуточный
элемент» (interstital element), употреблённый другим
исследователем этой школы в 1927 году при
изучении иммигрантских групп в городской
социальной организации.
Роберт Парк известен
прежде всего исследованиями развития
городской среды (в частности, иммигрантских
сообществ в американских городах) и расовых
отношений межкультурного взаимодействия.
У Парка понятие маргинальности означало
положение индивидов, находящихся на границе
двух различных, конфликтующих между собой
культур и служило для изучения последствий
неадаптированности мигрантов, особенностей
положения мулатов и других «культурных
гибридов».
Таким образом, концепция
«маргинальности» первоначально представлена
как концепция маргинального человека.
Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний
мир маргинала, стали основоположниками
традиции психологического номинализма
в понимании маргинальности в американской
социологии. Следует ещё раз подчеркнуть,
что первоначально центральной проблемой
маргинальности был культурный конфликт,
и, следовательно, в данном случае была
описана маргинальность, обозначаемая
как культурная.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной» . В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[1]
[править]
Маргиналы (примеры)
Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[2]
Рассказывают, что
когда Александр Македонский
пришёл в Аттику, то разумеется захотел
познакомиться с прославленным «маргиналом»
как и многие прочие. Он нашёл Диогена
в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа),
когда тот грелся на солнце. Александр
подошёл к нему и сказал: «Я — великий
царь Александр». «А я, — ответил Диоген,
— собака Диоген». «И за что тебя зовут
собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю,
кто не бросит — облаиваю, кто злой человек
— кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил
Александр. «А что ты такое, — спросил
Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал
тот. «А кто же боится добра?» Наконец,
Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь».
«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», —
сказал Диоген и продолжил греться. Говорят,
что Александр якобы даже заметил: «Если
бы я не был Александром, то хотел бы стать
Диогеном»
(Случаи из жизни Диогена)
[править]
Производные понятия
и примеры словоупотребления
'Маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, статусов, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», подонка, изгоя.
Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
[править]
Индивидуальная и
групповая маргинальность
Индивидуальная маргинальность
характеризуется неполным вхождением
индивида в группу, которая его полностью
не принимает, и его отчуждением от группы
происхождения, которая его отторгает
как отступника. Индивид оказывается «культурным
гибридом», разделяющим жизнь и традиции
двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
[править]
Последствия маргинализации
Маргинализация далеко
не всегда приводит к «оседанию на дно».
Естественная маргинализация связана
преимущественно с горизонтальной, либо
восходящей вертикальной мобильностью.
Если маргинализация связана с радикальным
изменением социальной структуры (революции,
реформы), частичным или полным разрушением
устойчивых общностей, то она часто приводит
к массовому понижению социального статуса.
Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.