Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:31, реферат

Описание работы

Как известно, главная роль в отражении контактов человека с реальностью, в восприятии этой реальности, принадлежит сознанию. Однако помимо сознания существует и подсознание или бессознательное психики. Таким образом психика человека состоит из двух слоев — сознания и бессознательного, подсознания. Именно от подсознания зависит реализация человеком скрытых, сублиминальных воздействий, или воздействий со стороны манипуляторов, которые разработанными психо-технологиями вводят в подсознание человека психологические установки

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Массовые коммуникации — как способ управления массами….4
Сферы психики, на которые СМИ оказывают психологическое воздействие…………………………………………………………..7
Методы и способы манипулирования СМИ массами…………….9
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованных источников……………………………………..15

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 38.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической социологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: Манипулирование  массовым сознанием с помощью  СМИ

 

 

 

 

 

Студентка:                                                       

ИСГО, 3-й курс, ДИС-1                               Киреева М.В.                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

Руководитель:                                                

Кандидат соц. наук                                         Подгайская Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

  1. Массовые коммуникации — как способ управления массами….4
  2. Сферы психики, на которые СМИ  оказывают психологическое воздействие…………………………………………………………..7
  3. Методы и способы манипулирования СМИ массами…………….9

Заключение…………………………………………………………………14

Список использованных источников……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, главная роль в отражении контактов человека с реальностью, в восприятии этой реальности, принадлежит сознанию. Однако помимо сознания существует и  подсознание или бессознательное  психики. Таким образом психика человека состоит из двух слоев — сознания и бессознательного, подсознания. Именно от подсознания зависит реализация человеком скрытых, сублиминальных воздействий, или воздействий со стороны манипуляторов, которые разработанными психо-технологиями вводят в подсознание человека психологические установки

В современном мире медиа  играет огромную роль в повседневной жизни человека: большинство белорусов  ежедневно смотрят телевизор (некоторые  даже слишком много), читают газеты и журналы, интернет и социальные сети развиваются стремительными темпами (мало кто на сегодняшний день из более молодого поколения не имеет  регистрации в соцсетях), недаром психологи и социологи выделяют новую девиацию — интернетзависимость, во всех крупных городах установлены рекламные щиты, да и в каждой даже самой маленькой деревенской школе есть стенды с листовками, часто по политинформации.

Большинство людей склонны  к подражательному поведению, ориентируясь в своих поступках на действия авторитетных для них лидеров  мнения. Им свойственно брать пример с тех, кого они уважают и кто для них является авториетом. Поэтому выбор эстрадных и спортивных «звезд»,  других популярных лиц для передач рекламно-пропагандистского характера и участия в избирательных кампаниях обусловлен прежде всего тем, что они имеют достаточно широкую аудиторию почитателей, многие из которых не склонны утруждаться оценкой компетентности своих кумиров не только в политических, но и других вопросах, по которым они дают свои оценки или осуществляют рекламное продвижение (например, товаров, которыми сами лично могут и не пользоваться и т.п.). С другой стороны, в рекламных роликах и пропагандистских сюжетах широко используются и «простые люди из народа», «такие как мы».  Все зависит от специфики продвигаемого товара или идеи. Главная задача от этого не меняется -  заставить массу думать так, как это необходимо лидерам, не важно какие интересы они преследуют: экономические, политические. Важно выгодно продать или подать идею. На сегодняшний день, СМИ – четвертая власть – основной механизм манипулирования массами.

 

 

3

  1. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ — КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МАССАМИ

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что практически  любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов  психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими  словами — общения как между  индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей).

В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить  не только в процессе непосредственного  общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности  индивида или группы индивидов. И  тогда — цели коммуникации обслуживают  различные потребности индивидов.

Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

Традиционно выделяется две-три  функции коммуникации:

1) информационная функция:  выражение идей, понятий, мыслей  и сообщение их другим коммуникантам.

2) оценочная: выражение личных оценок и отношений,

3) аффективная: передача  эмоций и чувств.

Роджер Т.Белл соотносит с этими функциями три сферы гуманитарных наук:

1) лингвистика и философия  (когнитивная функция),

2) социология и социальная  психология (оценочная функция),

3) психология и литературоведение  (аффективная функция).

Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

Средства коммуникации —  объединяют различные формы коммуникации,

4

зачастую используя некоторую  технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем  сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика). Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета — слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

Мак-Люэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения. Он полагал, что современная культура — визуальная по своей сущности, в противовес, например, культуре XIX — начала XX века, преимущественно письменной (печатной). Глобализация коммуникации, по Мак-Люэну, ведет к созданию единого коммуникативного пространства — ‘глобальной деревни’. Э.Сепир, напротив, высказывал ‘опасение быть понятым слишком многими’. С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано, признавалось и платой за облегчение коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.

Правила коммуникативного поведения  в группе включают:

1) Взаимное признание  статусов участников группы;

2) Публичная оценка достижения  других;

3) Умение вовремя разрядить  обстановку (шутка, анекдот);

4) Умение выразить согласие  с групповыми идеями, действиями  и решениями.

5) Умение предложить нужную  информацию и идеи группе;

6) Умение оценить предложенные  идеи и информацию так, чтобы  не обидеть другого).

7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;

8) Умение интегрировать  различные идеи и информацию;

9) Умение предложить план  совместных действий.

5

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный  тон, хотя в некоторых случаях  люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.

Привлекательность  СМИ для массовой аудитории. Содержание массовой коммуникации оказывает влияние  на аудиторию в разных аспектах (обучение, убеждение, внушение и т.п.) Воздействие  информации зависит от того, насколько  она соответствует социальным запросам аудитории и от регулярности выхода в эфир. Наряду с социальной актуальностью  смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация.  Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.

СМК способны:

1) вызывать  изменения намеренно и ненамеренно, 

2) вызывать  незначительные по форме и  интенсивности изменения, 

3) усиливать  существующее мнение, не изменяя  его, 

4) предотвращать  возникающие изменения, 

5) способствовать  возникающим изменениям.

СМК с одной стороны, отражают происходящие изменения в обществе, с другой— влияют на эти изменения с различной степенью интенсивности. Эта взаимозависимость базируется на функциональной основе массовой коммуникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

  1. СФЕРЫ ПСИХИКИ, НА КОТОРЫЕ СМИ  ОКАЗЫВАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

СМИ  оказывают  психологическое воздействие на следующие сферы психики:

1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).

2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления,  воображение, память и мышление).

3) Эмоционально-волевую  сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).

4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения,

При этом психологическое  воздействие имеет свои закономерности:

— если оно  направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

— Если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

— сочетание  воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе — позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

— влияние  на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и  общения) позволяет создавать социально-психологический  комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать  с окружающими;

— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам

сторону представления  человека, характер восприятия им вновь  поступающей информации и, в итоге, его «картина мира». (Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.

Выделяют  три уровня воздействия на психику:

1) Усиление  существующих в сознании людей  нужных установок, идеалов, ценностей,  норм. Закрепление этих элементов  сознания в мировоззрении и  жизненных установках.

 

7

2) Частные  и малые изменения взглядов  на то или иное событие, что  оказывает воздействие на позицию  и эмоциональное отношение человека  к конкретному явлению. 

3) Коренное, кардинальное изменение жизненных  установок на основе сообщения  драматических сведений и необычных  новых данных.

Реализации  первых двух установок достигается  с помощью манипулирования в  быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой  кардинальное изменение установок  в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного  воздействия на психику.

Следует выделить следующие законы информационного  воздействия:

— ложь должна быть дозирована и сохранять видимость  правдоподобия;

— необходимо четко представлять ожидания аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;

— следует  использовать логику коллективного  действия, взаимной ответственности;

— необходимо скрыть информацию, которая идет вразрез  с официальным курсом;

— следует  обращаться к «священным принципам» нации;

— необходимо использовать символику и символизацию посредством имиджевых технологий.

Информация о работе Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ