Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:31, реферат
Как известно, главная роль в отражении контактов человека с реальностью, в восприятии этой реальности, принадлежит сознанию. Однако помимо сознания существует и подсознание или бессознательное психики. Таким образом психика человека состоит из двух слоев — сознания и бессознательного, подсознания. Именно от подсознания зависит реализация человеком скрытых, сублиминальных воздействий, или воздействий со стороны манипуляторов, которые разработанными психо-технологиями вводят в подсознание человека психологические установки
Введение……………………………………………………………………3
Массовые коммуникации — как способ управления массами….4
Сферы психики, на которые СМИ оказывают психологическое воздействие…………………………………………………………..7
Методы и способы манипулирования СМИ массами…………….9
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованных источников……………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической социологии
Реферат
на тему: Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ
Студентка:
ИСГО, 3-й курс, ДИС-1
Руководитель:
Кандидат соц. наук
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, главная роль
в отражении контактов человека
с реальностью, в восприятии этой
реальности, принадлежит сознанию.
Однако помимо сознания существует и
подсознание или
В современном мире медиа играет огромную роль в повседневной жизни человека: большинство белорусов ежедневно смотрят телевизор (некоторые даже слишком много), читают газеты и журналы, интернет и социальные сети развиваются стремительными темпами (мало кто на сегодняшний день из более молодого поколения не имеет регистрации в соцсетях), недаром психологи и социологи выделяют новую девиацию — интернетзависимость, во всех крупных городах установлены рекламные щиты, да и в каждой даже самой маленькой деревенской школе есть стенды с листовками, часто по политинформации.
Большинство людей склонны к подражательному поведению, ориентируясь в своих поступках на действия авторитетных для них лидеров мнения. Им свойственно брать пример с тех, кого они уважают и кто для них является авториетом. Поэтому выбор эстрадных и спортивных «звезд», других популярных лиц для передач рекламно-пропагандистского характера и участия в избирательных кампаниях обусловлен прежде всего тем, что они имеют достаточно широкую аудиторию почитателей, многие из которых не склонны утруждаться оценкой компетентности своих кумиров не только в политических, но и других вопросах, по которым они дают свои оценки или осуществляют рекламное продвижение (например, товаров, которыми сами лично могут и не пользоваться и т.п.). С другой стороны, в рекламных роликах и пропагандистских сюжетах широко используются и «простые люди из народа», «такие как мы». Все зависит от специфики продвигаемого товара или идеи. Главная задача от этого не меняется - заставить массу думать так, как это необходимо лидерам, не важно какие интересы они преследуют: экономические, политические. Важно выгодно продать или подать идею. На сегодняшний день, СМИ – четвертая власть – основной механизм манипулирования массами.
3
Прежде всего, необходимо
обратить внимание на то, что практически
любое управления массами (как и,
собственно, взаимоотношения внутри
масс) основывается на знании законов
психики индивида и масс, простирается
в плоскости существования
В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.
Цель коммуникации — передача
сообщения. Коммуникация может происходить
не только в процессе непосредственного
общения через слова, но так же
с помощью дорожных знаков, телетекста,
книг, фильма, и т.п. На самом деле
целей коммуникации может быть несколько.
Например, фильм может информировать,
развлекать, предупреждать, объяснять,
и т.п. Основная причина коммуникации
— соответствующие потребности
индивида или группы индивидов. И
тогда — цели коммуникации обслуживают
различные потребности
Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.
Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:
1) информационная функция:
выражение идей, понятий, мыслей
и сообщение их другим
2) оценочная: выражение личных оценок и отношений,
3) аффективная: передача эмоций и чувств.
Роджер Т.Белл соотносит с этими функциями три сферы гуманитарных наук:
1) лингвистика и философия (когнитивная функция),
2) социология и социальная психология (оценочная функция),
3) психология и
Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.
Средства коммуникации — объединяют различные формы коммуникации,
4
зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика). Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета — слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.
Мак-Люэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения. Он полагал, что современная культура — визуальная по своей сущности, в противовес, например, культуре XIX — начала XX века, преимущественно письменной (печатной). Глобализация коммуникации, по Мак-Люэну, ведет к созданию единого коммуникативного пространства — ‘глобальной деревни’. Э.Сепир, напротив, высказывал ‘опасение быть понятым слишком многими’. С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано, признавалось и платой за облегчение коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
1) Взаимное признание статусов участников группы;
2) Публичная оценка достижения других;
3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.
5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;
6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).
7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;
8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;
9) Умение предложить план совместных действий.
5
Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.
Привлекательность
СМИ для массовой аудитории. Содержание
массовой коммуникации оказывает влияние
на аудиторию в разных аспектах (обучение,
убеждение, внушение и т.п.) Воздействие
информации зависит от того, насколько
она соответствует социальным запросам
аудитории и от регулярности выхода
в эфир. Наряду с социальной актуальностью
смысловой информации, большое значение
имеет оценочная информация.
Получатель информации вольно или невольно
«ожидает» оценочную
СМК способны:
1) вызывать
изменения намеренно и
2) вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения,
3) усиливать существующее мнение, не изменяя его,
4) предотвращать возникающие изменения,
5) способствовать возникающим изменениям.
СМК с одной стороны, отражают происходящие изменения в обществе, с другой— влияют на эти изменения с различной степенью интенсивности. Эта взаимозависимость базируется на функциональной основе массовой коммуникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей.
6
СМИ оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:
1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).
2) Интеллектуально-познавательную
(ощущения, восприятия, представления,
воображение, память и
3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).
4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения,
При этом психологическое воздействие имеет свои закономерности:
— если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
— Если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
— сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе — позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
— влияние
на коммуникативно-поведенческую
— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам
сторону представления человека, характер восприятия им вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира». (Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
Выделяют три уровня воздействия на психику:
1) Усиление
существующих в сознании людей
нужных установок, идеалов,
7
2) Частные
и малые изменения взглядов
на то или иное событие, что
оказывает воздействие на
3) Коренное,
кардинальное изменение
Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику.
Следует выделить следующие законы информационного воздействия:
— ложь должна быть дозирована и сохранять видимость правдоподобия;
— необходимо
четко представлять ожидания аудитории,
что позволяет создавать
— следует использовать логику коллективного действия, взаимной ответственности;
— необходимо скрыть информацию, которая идет вразрез с официальным курсом;
— следует обращаться к «священным принципам» нации;
— необходимо использовать символику и символизацию посредством имиджевых технологий.
Информация о работе Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ