Максим Максимович Ковалевский

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, доклад

Описание работы

Биография и социологическая система Ковалеского

Работа содержит 1 файл

М.М.Ковалевский.docx

— 23.21 Кб (Скачать)

В истории  российской науки есть имена, интерес  к которым не угаснет никогда  и на каждом последующем этапе  осуществляется новое прочтение  и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится  Максим Максимович Ковалевский    - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание  в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский  пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском  писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил  Ковалевского к числу людей, чьи  труды представляют существенный вклад  в общественную науку. Он писал, что  Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические  исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись  право, социология, история, экономическая  теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался  Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление  русской исторической школы права (русской социологической школы  права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Биография.

 

  Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) происходил из зажиточной дворянской семьи. . После окончания гимназии с золотой медалью он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы Ковалевского. В студенческие годы Ковалевский увлекался Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских — с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.

  Возвратившись в Россию, Ковалевский  защитил магистерскую, а затем  докторскую диссертации, и, как  профессор Московского университета, вел курсы по конституционному  праву зарубежных государств.

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный  на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На  научную и особенно на преподавательскую  деятельность Ковалевского в правительственных  кругах смотрели подозрительно. Независимый  характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде — все  это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет  ввиду его «отрицательного отношения  к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно  тянуло к России и к русским  в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации  им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г,, в которой  слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

Русский ученый выступал с лекциями также  в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали  членом общества социологии в Париже, а затем Международного института  социологии, в котором он стал сначала  вице-председателем, ас 1907 г. возглавил  это международное сообщество.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал  над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

  Результатом исследования социологических  проблем явились две книги,  а именно: «Современные социологи»  и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся  в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом —  участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с  умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни  общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая  многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических  убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование  и защита конституционализма еще  имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в  глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное  дело — научные занятия. Здесь  он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого  по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском  университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными  зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

Трудно  назвать другого ученого, который  сделал бы так много для развития социологии в нашей стране, для  распространения социологических  идей и постановки обучения социологии молодых людей, становлению социологической  корпорации и социологической культуры. Подчеркивая это, П. Милюков писал: «Имя той науки, которая содержала  в себе полный ответ на духовные потребности М. Ковалевского, которая  была, так сказать, его систематическим  мировоззрением, есть социология».

 

Социологическая система Ковалевского весьма содержательна  и оригинальна. Во-первых, она характеризуется  историчностью анализа и широтой  сравнительных обобщений. Этому  способствовал активно развиваемый  им историко-сравнительный метод, как  метод социологического исследования истории. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились  в один историко-сравнительный метод  социологии, что было новым, оригинальным подходом. Он называл этот метод  «средством построения совершенно новой  еще ветви описательной социологии - я разумею историю человеческих обществ». С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных  направлениях (социология, история, право, экономика).

  Во-вторых, она, т. е. социологическая  система, носит плюралистический  характер. Ковалевский придерживался  идеи многофакторности общественных  процессов, им была сформулирована  теория социальных факторов. Теоретическая  позиция Ковалевского выражена  наиболее четко во включенных  в настоящее издание трудах. «Следует  говорить не об одностороннем  влиянии, а о воздействиях, взаимно  оказываемых друг на друга  всеми явлениями, из которых  слагается общественная жизнь,  и не о руководящих факторах  — экономическом, правовом, государственном,  научном, художественном и т.  д., а о стоящих в тесном общении  фактах или явлениях общежития» - писал он.  Критикуя «монистов», создателей самостоятельных доктрин,  по свидетельству П. Сорокина, он говорил: «Удивительно однобоки  эти люди». Он был далек от  прямолинейности в обобщениях  и не хотел себя загонять  в определенные рамки всякой  монистической методологии, хотя  иногда при исследовании конкретных  социальных процессов придерживался  определенного момента, доминирующего  фактора. Так, в работе «Экономический  рост Европы до возникновения  капиталистического хозяйства» (1898-1903) он использует гипотезу роста  населения, но в других работах  этот фактор для него не  стал важнейшим. Его методологический принцип состоял в обобщении на основе изучения многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствовало непременное сочетание в его творчестве эмпирического и теоретического.  Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного развития подвергались изменениям. Плюрализм Ковалевского ут-вердился позже, тогда как в ранних работах проявлялся незначительно, о чем говорилось выше. Однако, эволюцию Ковалевского, как пишет П. Сорокин, надо видеть не как переход от монизма к плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному, переход от субстанционального понятия факторов к методологическому конструированию последних, где фактор ставится в простую функциональную связь нескольких рядов и таким образом становится чисто методологической независимой переменной. Таким образом, Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая им была реализована в многочисленных работах.

  Третьим моментом социологической  системы Ковалевского является  генетическая социология. Концепция  генетической социологии связана  с идеей прогресса, с идеей  социологического историзма, которая  имеет в своей основе позитивистские  традиции. Ковалевский всегда был  верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

  Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение  эволюции социальных институтов  в этническом «облике», в частности  в России. «Вопросы генетической  социологии, науки о происхождении  общественных институтов, - писал  он, - имеют особый интерес для  русских, ввиду чрезвычайно богатого  этнографического материала...»

  Ковалевский, рассматривая развитие  форм социальности (культурности), исходил  опять же из плюралистических  позиций. Можно сказать, что  он опередил дискуссию между  сегодняшними антропологами материалистами  и символистами. Для него генетическая  социология, как тип и антропологии, включала в себя поиск объективных  закономерностей развития форм  социальности, а также интерпретацию,  поиск смысла тех или иных  норм, «невидимого» духовного мира, связанного с переживаниями, верованиями,  идеологиями, суевериями.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим  соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как  в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

  Краткое представление основных  идей М. Ковалевского говорит  об оригинальности его социологической  системы. Это особенно видно  в работе «Современные социологи», которая посвящена систематическому  анализу основных социологических  школ и традиций его времени.  П. Сорокин считал эту работу  наиболее основательным критическим  анализом ведущих социологических  теорий в мировой научной литературе. Ценность этой работы определяется  тем, что многое представлено  им из первых рук, так как  Ковалевский лично знал, общался  с теми социологами, взгляды  которых излагает.

  Первоклассный европейский ученый, он был в русле основных  идей социальных наук своего  времени, часто оказывался свидетелем  их рождения и развития. Его  коллегами были почти все русские  ученые его времени: И. И.  Мечников, К. А. Тимирязев, П.  А. Милюков, В. М. Бехтерев, П.  Б. Струве, Н. И. Кареев, Е. де  Роберти, А. И. Чупров, С. Муромцев и др. Из зарубежных ученых: Э. Дюркгейм, Т. Гексли, Г. Тард, Ф. де Куланж, А. Бергсон, Г. Спенсер, Э. Тейлор, К. Маркс, Р. Вормс, Э. Вандервельде и др. Его смерть в 1916 году вызвала многочисленные отклики выдающихся представителей мировой науки и России. «Мнения были едины - ушел из жизни великий русский ученый и демократ». Эмиль Дюркгейм заявил: «Я удручен печальной вестью. М. Ковалевский был ученый высокой совести, большой цены. Это был человек сердца, горячий защитник либеральных идей. Россия и мир понесли большую потерю».

  Многие прочили долгую жизнь  научным идеям ученого, нравственному  опыту его жизни. Учениками  и единомышленниками было создано  «Русское социологическое общество  имени Ковалевского» . Однако после 1917 года он не попал в новую историографию, и его идеи, труды, нравственный опыт со временем были почти забыты. С этого времени основные труды Ковалевского не переиздавались, если не считать нескольких публикаций его переписки с К. Марксом, Ф. Энгельсом и с некоторыми выдающимися деятелями русской культуры в сборниках по случаю их юбилеев.


Информация о работе Максим Максимович Ковалевский