Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:52, доклад
На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).
Макс
Вебер. Труды
Научная деятельность
На формирование
философских воззрений Макса
Вебера оказали влияние в первую
очередь разработанная
Понимающая социология. Теория социального действия
Свою концепцию
Вебер называл «понимающей
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
осмысленный характер;
ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Макс Вебер среди своих студентов, 1917
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
аффективное — определяется эмоциями;
Социальное отношение
по Веберу является системой социальных
действий, к социальным отношениям
относятся такие понятия как борьба, любовь,
дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное
отношение, воспринимаемое индивидом
как обязательное, обретает статус законного
социального порядка. В соответствии с
видами социальных действий выделяются
четыре типа законного (легитимного) порядка:
традиционный, аффективный, ценностно-рациональный
и легальный.
Метод социологии
Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».
Портрет Марианны Вебер, жены социолога, 1896
Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.
«Протестантская этика и дух капитализма»
Протестантская
этика и дух капитализма,
В своей работе
«Протестантская этика и дух
капитализма» Вебер пытается объяснить
генезы современного капитализма, связав
эту проблему с социологией религии,
в частности протестантизма. Он усматривает
связь между этическим кодексом протестантских
вероисповеданий и духом капиталистической
экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.
В протестантизме в противоположность
католичеству упор делается не на изучении
догматики, но на моральной практике, выражающейся
в мирском служении человека, в выполнении
своего мирского долга. Это то, что Вебер
назвал «мирским аскетизмом». Параллели
между протестантским акцентом на мирском
служении и идеалом капиталистической
рациональности позволили Веберу связать
Реформацию и возникновение капитализма:
протестантизм стимулировал возникновение
специфических для капитализма форм поведения
в быту и хозяйственной жизни. Минимизация
догматики и ритуала, рационализация жизни
в протестантизме по Веберу стало частью
процесса «расколдовывания мира», начатого
древнееврейскими пророками и древнегреческими
учёными и идущим к кульминации в современном
капиталистическом мире. Этот процесс
связан с освобождением человека от магических
суеверий, автономизацию индивида, верой
в научный прогресс и рациональное познание.
Вместе с тем,
необходимо отметить крайнюю осторожность
самого Вебера в этом вопросе, который
подчёркивал, что "мы ни в коей степени
не склонны защищать столь нелепый
доктринерский тезис, будто ‘капиталистический
дух’ (в том смысле, в котором мы временно
употребляем это понятие) мог возникнуть
только в результате влияния определенных
сторон реформации, будто капитализм как
хозяйственная система является продуктом
реформации"
Переосмысляя Вебера: грамотность и «дух капитализма»
А. В. Коротаев и
его коллеги показали, что протестантизм
действительно оказал положительное
влияние на экономическое развитие
соответствующих
Социология власти
В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):
рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.
В этом контексте
формулируется веберовская
Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.