Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:37, контрольная работа
Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. Как мы помним, основоположник этой науки Огюст Конт был одновременно и основателем нового научного метода - позитивизма. Позитивизм, рассматривая человеческое общество как одну из разновидностей природной реальности, требовал подходить к его изучению с помощью тех методов, которые зарекомендовали себя в естественнонаучных дисциплинах: наблюдение, регистрация фактов, обобщение и выведение закономерностей.
1 Макс Вебер “понимающая социология”
2 Обработка и анализ результатов социологического исследования
3 Статусная ролевая концепция личности
4 Теория классов и социальной стратификации
5 Функция, структура и метод социологии
1. эмоциональной
- одни роли требуют
2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются
3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта
4. нормализацией
- действие в строго
5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:
· ролевого ожидания
· ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем , чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1. описание типа
поведения, соответствующего
2. предписание (требования), связанные с данным поведением
3. оценка выполнения предписанной роли
4. санкции - социальны
последствия того или иного
действия в рамках требований
социальной системы.
Следует отметить,
что любая роль не является чистой
моделью поведения. Главным связующим
звеном между ролевыми ожиданиями и
ролевым поведением служит характер
индивида, т.е. поведение конкретного человека
не укладывается в чистую схему.
Теории классов и социальной
стратификации
Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев. Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг или другими чертами т.е. дает функциональное описание социальной структуры.
Рассмотрим различные
определения понятия «
это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.);
это иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе;
это социальные
различия, которые становятся стратификацией
тогда, когда люди иерархически расположены
в некотором измерении
совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедные-богатые.
Таким образом, существенными признаками социальной стратификации являются понятия «социальное неравенство», «иерархия», «системная организация», «вертикальная структура», «слой, страта».
Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.
Первый видел причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации Основа выделения классов – экономическая система (характер и способ производства). При таком биполярном подходе нет места среднему классу.
Интересно, что основоположник классового подхода К.Маркс, так и не дал четкого определения понятию «класс». Первое определение класса в марксистской социологии дал В.И. Ленин. Впоследствии эта теория оказала огромное влияние на изучение социальной структуры советского общества: наличие сначала системы двух противоборствующих классов, в которой не было места среднему классу с его функцией согласования интересов, а затем «уничтожение» класса эксплуататоров и «стремление к всеобщему равенству» и, как следует из определения стратификации, бесклассовому обществу. Однако на деле равенство было формальным, и в советском обществе существовали различные социальные группы (номенклатура, рабочие, интеллигенция).
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены Максом Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.
Он выделил
три измерения для
В отличие от К. Маркса, для М. Вебера класс – показатель только экономической стратификации, он появляется только там, где возникают рыночные отношения. У Маркса понятие класса носит исторически универсальный характер.
В современной социологии существуют две основные точки зрения о значении социального неравенства, а, значит, и социальной стратификации: консервативная и радикальная.
Теории, основывающиеся на консервативной традиции (неравенство – инструмент для решения главных задач общества), называются функционалистскими. Радикальные теории рассматривают социальное неравенство как механизм эксплуатации. Наиболее разработанной является теория конфликта.
Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 году К. Дейвисом и У. Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.
Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций.
Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация – структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается.
Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.
Теория конфликта основывается на идеях К. Маркса. Расслоение общества существует, потому что это выгодно индивидам или группам, обладающим властью над другими группами. Однако конфликт – распространенная характеристика человеческой жизни, которая не ограничивается экономическими отношениями.
Р. Дарендорф считал, что групповой конфликт – неизбежный аспект жизни общества. Р. Коллинз в рамках своей концепции исходил из убеждения, что всем людям свойственна конфликтность в силу антагонистичности их интересов. Концепция основывается на трех базовых принципах:
1) люди живут
в сконструированных ими
2) люди могут
обладать властью, чтобы
3) люди часто
пытаются контролировать
Процесс и результат социальной стратификации рассматривался также в рамках следующих теорий:
распределительная теория классов (Ж. Мелье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро и др.);
теория производственных классов (Р. Кантильон, Ж. Неккер, А. Тюрго);
теории социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Блан и др.);
теория классов на основе социальных рангов (Э. Торд, Р. Вормс и др.);
расовая теория (Л. Гумплович);
многокритериальная теория классов (Г. Шмоллер);
теория исторических наслоений В. Зомбарта;
организационная теория (А. Богданов, В. Шулятиков);
многомерная стратификационная модель А.И. Стронина;
Одним из создателей современной теории стратификации является П.А. Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства – стратификационный.
Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критериев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат. Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.
Большой вклад в решение практических и теоретических задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества – это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения.
Таким образом,
в свою очередь, социальное и экономическое
положение этих групп, их интересы,
характер их активности и взаимоотношения
друг с другом влияют на развитие экономики.
Функция,
структура и метод
социологии
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.
Назначение социологии
обусловлено потребностями
Таким образом социология, изучая общественную жизнь во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается?” — объект;
2) “как познается?” — метод;
т.е. связаны
с решением гносеологических (познавательных)
задач и формируют
во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.
Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.
Прикладная социология
ставит перед собой задачу, используя
познанные фундаментальной
“для чего?”:
(для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.)
Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.