Макс Вебер “понимающая социология”

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. Как мы помним, основоположник этой науки Огюст Конт был одновременно и основателем нового научного метода - позитивизма. Позитивизм, рассматривая человеческое общество как одну из разновидностей природной реальности, требовал подходить к его изучению с помощью тех методов, которые зарекомендовали себя в естественнонаучных дисциплинах: наблюдение, регистрация фактов, обобщение и выведение закономерностей.

Содержание

1 Макс Вебер “понимающая социология”

2 Обработка и анализ результатов социологического исследования

3 Статусная ролевая концепция личности

4 Теория классов и социальной стратификации

5 Функция, структура и метод социологии

Работа содержит 1 файл

Макс Вебер.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

1. эмоциональной  - одни роли требуют эмоциональной  сдержанности, другие - раскованности

2. способом получения  - одни предписываются, другие завоёвываются

3. масштабом  - часть ролей сформулирована  и строго ограничена, другая - размыта 

4. нормализацией  - действие в строго установленных  правилах, либо произвольно

5. мотивацией - на  личную прибыль, на общее благо

Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:

· ролевого ожидания

· ролевого исполнения.

Между ними никогда  не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем , чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре  социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа  поведения, соответствующего данной  роли 

2. предписание  (требования), связанные с данным  поведением

3. оценка выполнения предписанной роли

4. санкции - социальны  последствия того или иного  действия в рамках требований  социальной системы. Социальные  санкции по своему характеру  могут быть моральными, реализуемыми  непосредственно социальной группой  через её поведение (презрение), или юридическими , политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим  звеном между ролевыми ожиданиями и  ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. 
 
 
 

  Теории классов и социальной стратификации 

Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев. Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг или другими чертами т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

Рассмотрим различные  определения понятия «социальная  стратификация» и выделим характерные  черты. Социальная стратификация:

это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.);

это иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе;

это социальные различия, которые становятся стратификацией тогда, когда люди иерархически расположены  в некотором измерении неравенства;

совокупность  расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедные-богатые.

Таким образом, существенными признаками социальной стратификации являются понятия  «социальное неравенство», «иерархия», «системная организация», «вертикальная  структура», «слой, страта».

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

Первый видел  причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации Основа выделения классов – экономическая система (характер и способ производства). При таком биполярном подходе нет места среднему классу.

Интересно, что  основоположник классового подхода  К.Маркс, так и не дал четкого  определения понятию «класс». Первое определение класса в марксистской социологии дал В.И. Ленин. Впоследствии эта теория оказала огромное влияние на изучение социальной структуры советского общества: наличие сначала системы двух противоборствующих классов, в которой не было места среднему классу с его функцией согласования интересов, а затем «уничтожение» класса эксплуататоров и «стремление к всеобщему равенству» и, как следует из определения стратификации, бесклассовому обществу. Однако на деле равенство было формальным, и в советском обществе существовали различные социальные группы (номенклатура, рабочие, интеллигенция).

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации  были заложены Максом Вебером, рассматривавшим  социальную структуру общества как  многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Он выделил  три измерения для характеристики классов: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партия (власть). Именно эти взаимосвязанные (через доход, профессию, образование и т.д.) факторы лежат, по Веберу, в основе стратификации общества.

В отличие от К. Маркса, для М. Вебера класс –  показатель только экономической стратификации, он появляется только там, где возникают  рыночные отношения. У Маркса понятие класса носит исторически универсальный характер.

В современной  социологии существуют две основные точки зрения о значении социального  неравенства, а, значит, и социальной стратификации: консервативная и радикальная.

Теории, основывающиеся на консервативной традиции (неравенство – инструмент для решения главных задач общества), называются функционалистскими. Радикальные теории рассматривают социальное неравенство как механизм эксплуатации. Наиболее разработанной является теория конфликта.

Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 году К. Дейвисом и У. Муром. Стратификация  существует в силу своей универсальности  и необходимости, общество не может  обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют  определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций.

Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация – структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается.

Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает  влияние культуры, традиций, семьи  и др.), но является одной из наиболее разработанных.

Теория конфликта  основывается на идеях К. Маркса. Расслоение общества существует, потому что это  выгодно индивидам или группам, обладающим властью над другими  группами. Однако конфликт – распространенная характеристика человеческой жизни, которая  не ограничивается экономическими отношениями.

Р. Дарендорф  считал, что групповой конфликт –  неизбежный аспект жизни общества. Р. Коллинз в рамках своей концепции  исходил из убеждения, что всем людям  свойственна конфликтность в  силу антагонистичности их интересов. Концепция основывается на трех базовых принципах:

1) люди живут  в сконструированных ими субъективных  мирах; 

2) люди могут  обладать властью, чтобы влиять  на субъективный опыт индивида  или его контролировать;

3) люди часто  пытаются контролировать индивида, который им противостоит.

Процесс и результат  социальной стратификации рассматривался также в рамках следующих теорий:

распределительная теория классов (Ж. Мелье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро и др.);

теория производственных классов (Р. Кантильон, Ж. Неккер, А. Тюрго);

теории социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Блан и др.);

теория классов  на основе социальных рангов (Э. Торд, Р. Вормс и др.);

расовая теория (Л. Гумплович);

многокритериальная  теория классов (Г. Шмоллер);

теория исторических наслоений В. Зомбарта;

организационная теория (А. Богданов, В. Шулятиков);

многомерная стратификационная  модель А.И. Стронина;

Одним из создателей современной теории стратификации  является П.А. Сорокин. Он вводит понятие  «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства – стратификационный.

Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение  соответствует одной из трех основных форм (критериев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат. Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Большой вклад  в решение практических и теоретических  задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества – это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения.

Таким образом, в свою очередь, социальное и экономическое  положение этих групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношения друг с другом влияют на развитие экономики. 

Функция, структура и метод  социологии 

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой  общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни  общества и человека.

Таким образом  социология, изучая общественную жизнь во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?”  — объект;

2) “как познается?”  — метод;

т.е. связаны  с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

во-вторых: изучает  проблемы, связанные с преобразованием  социальной действительности,анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия  на социальные процессы. Это область  прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.

Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя  познанные фундаментальной социологией  законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос

“для чего?”:

(для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.)

Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное  и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Информация о работе Макс Вебер “понимающая социология”