Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:30, реферат
1864 г. 21 апреля родился Макс Вебер в городе Эрфурт, в Тюрингии. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии. В 1869 году Вебер с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал многих известных пре
I. Ввведение
1864 г. 21 апреля родился Макс Вебер в городе Эрфурт, в Тюрингии. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии. В 1869 году Вебер с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в муниципальный сейм, затем в сейм Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. До самой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал многих известных представителей интеллигенции и политических кругов того времени: Дельтея, Моммцена, Зибеля и т. д.
1882 г. поступил в Гейдельбергский университет. Принятый на факультет права, Вебер изучает также историю, экономику, философию и теологию. Принимает участие в жизни студенческой корпорации.
1883 г. после трех
семестров учебы в
1884 г. возобновление учебы в Берлинском и в Гёттинском университетах.
1886 г. сдача первых университетских экзаменов по юриспруденции.
1887-1888 г. Принимает участие в военных маневрах в Эльзасе и Восточной Пруссии. Вступает в союз социологической политики, куда входит группа представителей университетской интеллигенции самых разных убеждений, интересующихся социальными проблемами. Союз был основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли "катедер – социалисты".
1889 г. защита в Берлине диссертации на тему "К истории торговых обществ в средние века". Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.
1890 г. сдает очередные экзамены по праву. По просьбе союза начинает проводить опрос о положении крестьян в Восточной Пруссии.
1891 г. пишет диссертацию "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права". Собеседование во время её защиты с профессором Моммзеном послужило поводом для приглашения Вебера на должность профессора кафедры факультета права Берлинского университета.
1892 г. завершает работу над положением сельско-хозяйственных рабочих восточных областей Германии.
1893 г. женитьба на Марианне Шнитгер.
1894 г. Макс вебер становится профессоров политической экономии университета Фрибурга. Работа "Тенденции к изменению положения сельско-хозяйственных рабочих Восточной Германии".
1895 г. "Поездка в Шотландию и ирландию. Начинает курс лекций во Фрибурге темой "Национальное государство и экономическая политика".
1896 г. Вебер принимает у ушедшего в отставку Книса кафедру в университете Гейдельберга. Работа "Социальные причины падения античной цивилизации".
1897 г. тяжелое нервное расстройство заставляет Вебера прервать на четыре года всякую работы. Он путешествует по Италии, едет на Корсику и в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.
1899 г. по собственной воле выходит из Пангерманской лиги.
1902 г. возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, но не в состоянии полностью восстановить былую активность своей университетской жизни.
1903 г. вместе с Вебером Зомбартом создает журнал "Архив социальной науки и социальной политики".
1904 г. поездка в Соединенные Штаты Америки для участия в конгрессе социальных наук в городе Сент-Луис, где выступает с лекцией о капитализме и сельском обществе в Германии. Новый свет производит на него глубокое впечатление. Публикация первой части "Протестанская этика и дух капитализма" и очерка "Объективность" социально-научного и социально-политического познания.
1905 г. русская революция привлекает внимание Вебера, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русский язык. Публикация второй части "Протестанская этика и дух капитализма".
1906 г. публикация статей "К положению буржуазной демократии в России", "Переход России к мнимому конституционализму", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "Протестанские секты и дух капитализма".
1907 г. получение наследства позволяет Веберу полностью посвятить себя науке.
1908 г. интерес к "Индустриальной психологии" приводит к публикации двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис. Он помогает советом молодым университетским ученым, Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным наукам.
1909 г. публикация статьи "Производственные отношения в сельском хозяйстве античного мира". Начало работы над "Хозяйством и обществом".
1910 г. участвует в конгрессе немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию против расистской идеологии.
1912 г. покидает руководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расхождения во взглядах по вопросу о "свободе от оценки".
1913 г. публикует "О некоторых категориях понимающей социологии".
1914 г. с началом войны Вебер поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей гейдельберского университета.
1915 г. публикация "Хозяйственной этики мировых религий" ("Введение", "Конфуцианство и даосизм").
1916 – 1917 гг. выполняет официальные различные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилий чтобы убедить германский руководителей избегать расширения войны, но в то же время настаивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит главную опасность для неё в России. Публикация в 1916 году глав работы "Социология религий" под названием "индуизм и буддизм" и, в 1917 г. "Античный иудаизм".
1818 г. апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах университета, в которых он раскрывает свое понимание социологии политики и религии в виде "Позитивной критики материалистической концепции истории".
Зимой читает два доклада в Мюнхенском университете: "Наука как призвание и профессия". После капитуляции становится экспертом германской делегации в Версале. Публикует очерк "Смысл «свободы от оценки» в социальной и экономической науки".
1919 г. принимает кафедру в Мюнхенском университете, где работает после ухода Прентано.
1919 – 1920 гг. читает курс лекций под названием "История хозяйства, который будет опубликован в 1924 году. Без особого энтузиазма признает Ресбуплику, становится свидетелем революционной диктатуры Курта Эйнснера в Мюнхене, входит в состав комиссии по подготовке проекта Веймарской конституции. Продолжает работу над книгой "Хозяйство и общество", первые части которой отпечатаны к осени 1919 г. Книга остается незавершенной.
1920 г. 14 июля Макс Вебер скончался в Мюнхене.
1922 г. публикация
его женой, вдовой Марианной Вебер, книги,
"Хозяйство и общество"; Новые издания
этого труда, о сопровождающими текстами
появляются в 1925 и 1956 гг.[4]
В целом труды Макса Вебера можно разделить на четыре категории:
1) Методологические исследования, критические и философские разработки. Эти труды касаются в основном духа, объекта и методологии истории и социологии. Они одновременно научно-исследовательские и философские. Выводят нас к философскому постижению человека в ходе истории, к осмыслению концепции взаимоотношений науки и практики. Главный из работ включены в сборник "Очерки о теории науки".
2) Работы сугубо исторического характера: исследования о производственных отношениях в сельском хозяйстве античной эпохи, общая история экономики (курс лекций, прочитанные Вебером и опубликованный после его смерти), работы, посвященные некоторым специфическим проблемам Германии или современной Европы, например, об экономическом положении восточной Пруссии или о взаимоотношении польского крестьянина и правящих классов Германии.
3) Социологические работы о религии, начиная со знаменитой работы "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.
4) И наконец главный труд Вебера – трактат по общей социологии, которой он называл "Хозяйство и общество" – был опубликован уже после смерти автора.[5]
Первые работы Макса Вебера – "К истории торговых обществ в средние века" (1889 г.), "Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права" (1891 г.) – сразу поставили его в ряд крупных ученых. В них он анализировал связь государственно–правовых образований с экономической структурой общества. В этих работах, особенно в "Римской аграрной истории", были намечены общие контуры «эмпирической социологии» (веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей. В соответствии с требованиями исторической школы, которая господствовала в немецкой политэкономии, он рассматривал эволюцию античного земледелия в связи с социальным и политическим развитием, не упускал также анализ форм семейного уклада, быта нравов, религиозных культов.
В 1904 году Вебер становится
редактором немецкого социологического
журнала "Архив социологической науки
и социологической политики". Здесь
выходят его наиболее важные произведения,
в том числе и программное исследование
"Протестанская этика и дух капитализма"
(1905 г.). Этим исследованием начинается
серия публикаций Вебера по социологии
религии, которой он занимался в плот до
конца своей жизни. С 1916 по 1919 гг. он печатал
одну из своих основных работ – "Хозяйственная
этика мировых религий" из последних
выступлений Вебера следует отметить
доклады "Политика как профессия"
(1919 г.) и "Наука как профессия". В них
нашли свое выражение умонастроения Вебера
после первой мировой войны. Они были довольно
пессимистическими – пессимистическими
по отношению к будущему индустриальной
цивилизации, а также перспективам осуществления
социализма в России.[6]
II. 1.
Предмет и методы «монимающей
социологии»
1.1. Новый взгляд на роль етественных и социальных наук
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?
По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так, ученый видел в определенном религиозном воззрении (протестантской этике) один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» считать это единственным социальным фактором. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Ее цель- установить степень того, что при событии x имеется определенная степень вероятности наступления события у. Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знания в естественных науках.
Принципиальное же отличие социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение к мысли, к рациональности. «Социологическое объяснение, - писал он, - ставит своей целью именно рациональное толкование». Естественные науки просто не имеют дела с пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует.
Вместе с
тем, социальные науки, имея свою специфику,
обладают общими качествами, характерными
для наук вообще. Так, социология является
научной дисциплиной благодаря
тому факту, что люди действуют рационально
по крайней мере значительную часть
времени и это позволяет осуществлять
типизацию их поведения, систематизацию
собственно социальных фактов.
Информация о работе Макс Вебер как основоположник немецкой социологии