Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:47, практическая работа
Социологи XIX — начала ХХ века в большинстве своем придерживались мнения, выраженного, в частности, Чарльзом Кули, что “в некотором роде, конфликт является выражением жизни общества и прогресс достигается в борьбе, в которой индивиды, классы и институции пытаются реализовать их собственное представление о добре.”
Льюис Козер о функциональном конфликте
Социологи XIX — начала
ХХ века в большинстве своем
Однако социологи
середины ХХ века заменили изучение конфликта
анализом таких понятий как “
Итак, вплоть до 60-х годов, в науке господствовал тот взгляд, что нормальным состоянием общества является состояние равновесия. Конфликт без всяких оговорок рассматривался как некая дисфункция. К шестидесятым годам наметился отход от такой точки зрения. “Большинство современных ученых-социологов придерживается конфликтной интерпретации гетерогенных обществ и рассматривают конфликт как явление изначально заданное и потому нормальное для всех социальных взаимодействий". Конфликтная модель вошла в науку о культуре и стала распространяться после выхода в свет трудов Льюиса Козера, чья главная заслуга состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространенное и во многих случаях позитивное явление.
Козер подчеркивал, что "конфликт не всегда дисфункционален для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим для достижения связей внутри системы".Конфликт по мнению Козера служит становлению и сохранению идентичности того или иного общества и определению его границ. Причем Козер отмечал именно функциональное значение внутрисоциальных конфликтов, то есть "конфликтов между различными группами одного и того же общества, для установления и поддержания общественного единства". Козер изучал основные функции внутрисоциальных конфликтов и дал толчок развитию современной антропологии.
В последующие годы появился еще ряд работ о функциональном значение тех или иных конфликтов. В одной из них, принадлежащей Р. Шермерхорну, была сформулирована мысль, что "конфликт и интеграция являются неразрывными процессами". Более того, по мнению этого же автора, "конфликт необходим для достижения нового порядка интеграции". Сказанное позволяет нам утверждать, что процесс самоструктурирования этноса происходит через внутриэтнический конфликт, и, следовательно, модификация культурной традиции также связана с внутриэтническим конфликтом. И адаптивно деятельностная модель будет рассматриваться нами как модель конфликта определенного рода.
Теория функционального конфликта Козера была воспринята этнопсихологией и легла в основу концепции функционального внутриэтнического (внутрикультурного) конфликта, разумеется, подвергшись дальнейшей разработке, и значительно усложненная, ввиду того, что используется для объяснения не социальных как таковых, а этнопсихологических закономерностей и соотнесена с прочими составными частями этнопсихологии.
Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера
Суть её в
следующем. Обществу присущи фатально
неизбежное социальное неравенство, вечная
психологическая неудовлетворённость
его членов и проистекающая отсюда напряжённость
между индивидами и группами. Под социальным
конфликтом он понимает "борьбу за ценности
и претензии на определённый статус, власть
и ресурсы, борьбу, в которой целями противников
являются нейтрализация, нанесение ущерба
или уничтожение соперника". Это наиболее
распространённое определение конфликта
в западной социологии. Л. Козер тесно
увязывает форму и интенсивность конфликта
с особенностями конфликтующих сторон.
Так как конфликт между группами способствует
укреплению внутригрупповой солидарности
(общая угроза сближает), и, следовательно,
сохранению группы, то лидеры группы сознательно
прибегают к поискам внешнего врага и
разжигают мнимый конфликт. Известна и
тактика, направленная на поиски внутреннего
врага ("предателя"), особенно когда
лидеры терпят неудачи и поражения. При
этом, отмечает Козер, большие группы при
высокой степени соучастия своих членов
могут проявить значительную степень
гибкости. Малые же группы, так же недостаточно
интегрированные, могут проявлять жестокость
и нетерпимость по отношению к "уклонившимся"
членам.
Социологические теории конфликта
Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т.д. Так, известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что "человек человеку волк", а в обществе естественным состоянием является "война всех против всех". Позже в конце 19 в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс разработал несколько иной взгляд в данной области. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.
Контраст во взглядах, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывает на решающее влияние исходных единиц анализа на ход исследования. Тогда как экономические классы прежде всего являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер были более заинтересованы отношениями между индивидами и обществом. Однако конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.
Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:
1. концепция позитивно-
2. конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;
3. общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
Согласно концепции Л. Козера:
а) обществу присуще
неизбежное социальное неравенство = постоянная
психологическая
б) социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
в) социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:
а) постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
б) любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
в) разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат - изменение социальной структуры самого общества.
Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
а) все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию - "общую теорию конфликта", которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
б) конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека - стремление к борьбе с себе подобным);
в) конфликт - ситуация,
в которой каждая из сторон стремится
занять позицию, несовместимую и
противоположную по отношению к
интересам другой стороны.
Конфликтный функционализм Льюиса Козера.
Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.
В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:
- установление единства и сплоченности;
- производство стабилизирующих и интегративных элементов;
- выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;
- создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;
- создание ассоциаций и коалиций;
-
помощь в уменьшении
- поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;
- выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии;
- создание почвы для консенсуса;
-
формирование более четких
- укрепление внутреннего единства;
-
усиление нормативности
В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неакуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.
Анализируя социальную
структуру американского
Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций.