Личность в условиях общественных преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Содержание

Введение 3
Личность. Основные понятия 4
Личность в условиях общественных преобразований 6
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Эдгар.Социология.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Личность  в условиях общественных преобразований 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Элементами  любых социальных систем являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

     Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

     Правильно говорят: каковы люди – таково и  общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Э. Лукач: «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество. 

     Цель  работы: раскрыть сущность вопроса  «личность в условиях общественных преобразований»  
 

 

      Личность. Основные понятия 

     Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

     Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических  свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение  как поведение сознательного  субъекта деятельности и общения.

     Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система  непрерывно взаимодействующих  между собой свойств, отношений  и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая  строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

     В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и  все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова.

     В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.1

     Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

     1. Социально обусловленные особенности  (направленность, моральные качества).

     2. Личный опыт (объем и качество  имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

     3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

     4. Биологически обусловленные особенности  (темперамент, задатки, инстинкты  и т.п.).

     1 и 2 - социально обусловлены, 3 и  4 - генетически обусловлены. 

     Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

     По  Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.2

 

      Личность в условиях общественных преобразований 

     Согласно  А.Н. Леонтьеву, личность - качественно  новое образование. Она формируется  благодаря жизни в обществе. Поэтому  личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста.

     В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и  эти отношения становятся личностнообразующими.

     Со  стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни.3

     Человек как общественное существо обретает новые качества, которые отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг.

     Для психологической конкретизации  понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем  состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции  самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:4

     1) наличие в мотивах иерархии  в определенном смысле - как способности  преодолевать собственные непосредственные  побуждения ради чего-то другого  - способности к поведению опосредованному.

     При этом предполагается, что мотивы, благодаря  коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению  и смыслу (просто опосредованное поведение  может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и  даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

     2) способность к сознательному  руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности).

     В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно  условно объединить в четыре тесно  связанные функциональные подструктуры, каждая из которых - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:5

     1) система регуляции; 

     2) система стимуляции;

     3) система стабилизации;

     4) система индикации. 

     В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более  сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач.

     Единство  личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов  и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной.6 Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

     1) активностью - стремлением субъекта  выйти за собственные пределы,  расширить сферу деятельности, действовать  за границами требований ситуации  и ролевых предписаний;

     2) направленностью - устойчивой доминирующей  системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

     3) глубинными смысловыми структурами  (системами смысловыми динамическими,  согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими  ее сознание и поведение; они  относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

     4) степенью осознанности своих  отношений к действительности: отношения,  установки, диспозиции и прочее.7

     Развитая  личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

     1) личность как относительно устойчивая  совокупность ее интраиндивидных  качеств: симптомокомплексы психических  свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

     2) личность как включенность индивида  в пространство межиндивидных  связей, где взаимоотношения и  взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

     3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности  других людей, в том числе  за пределами их наличного  взаимодействия; как результат активно  реализуемых человеком смысловых  преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.

     Индивид в своем развитии испытывает социально  детерминированную потребность  быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности  других людей, продолжая свое существование  в них, и обнаруживает способность  быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.8

 

Заключение 

     Понятие «личность» применяется по отношению  к каждому человеку, поскольку  он индивидуально выражает значимые черты данного общества.

     Непременными  характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

     Понятие личности имеет смысл лишь в системе  общественных отношений, лишь там, где  можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие  и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание  индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. 
 
 

Информация о работе Личность в условиях общественных преобразований