Личность в системе социальных связей современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются.
Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.
Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социологические концепции личности…………………………………….4
2. Структура личности…………………………………………………………6
3. Личность и ее взаимодействие с системой общества. Индивидуально-общественные типы личности…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

        Поскольку жизнедеятельность человека очень богата, то и вариантов структурирования деятельности личности имеется множество.

        Так, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную,практическую и теоретическую. [5, c. 31]

         Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

         Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют её образ жизни.

         В процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Рисунок 1. Системный подход к структуре личности.

 

 

 

 

3.Личность  и ее взаимодействие с системой  общества. Индивидуально-общественные типы личности

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем  общества с личностью. Установить правильное соотношение между обществом  и индивидуальным «я» человека могут  лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям.

Исследование механизма  саморегуляции между личностью  и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию  социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.

Современное общество стало  более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей.

Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной  связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному  пониманию общественного организма  и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.

Среди множества направлений  в философской мысли, исследующих  человека (теологическое, метафизическое, биологическое, социал-дарвинистское, расово-антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.

Первое абстрагируется от определений человека вообще. Достаточно простой констатации факта существования человека, тем более что, по мнению экзистенциалистов, существование предшествует сущности. Биологический организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.

Другое прямо противоположное  направление - социальное, напротив, видит  смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального  существа, а как существа, который  не может не находится вне групп  и общества.

С развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.

Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в  системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д.

Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических  условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные  варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.

Типы личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято  выделять также модальный, идеальный  и базисный типы личности.

Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе.

Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание  на будущее, например, всесторонне и  гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.

Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Иными словами, социальный тип личности – это отражение  того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и  через них – на его реальное поведение.[4, c. 28]

Заключение

Сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.

Социализация личности начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения  педагогической культуры родителей, о  выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил межличностного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Артемьев А.И. /Социология личности/. М, 2001
  2. Белинская Е.П./Социальная психология личности/. Учебное пособие для вузов. М., 2001
  3. Гилинский Я.И. /Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции и других отклонений/. СПб., 2004
  4. Леонтьева М.В./ Мониторинг девиантного поведения // СОЦИС, 2007. №12
  5. Смирнов П.И./ Социология личности/. Учебное пособие. СПб., 2001
  6. Солодникова И.В. /Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС, 2007

Информация о работе Личность в системе социальных связей современного общества