Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:26, доклад
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Термин "студент"
латинского происхождения, в переводе
на русский язык означает усердно
работающий, занимающийся, т.е. овладевающий
знаниями.
Если же изучить
студента как личность, то возраст 18-
20 лет - это период наиболее активного
развития нравственных и эстетических
чувств, становления и стабилизации характера
и, что особенно важно, овладения полным
комплексом социальных ролей взрослого
человека: гражданских, профессионально-трудовых
и др. С этим периодом связано начало "экономической
активности", под которой демографы
понимают включения человека в самостоятельную
производственную деятельность, начало
трудовой биографии и создание собственной
семьи. Преобразование мотивации, всей
системы ценностных ориентации, с одной
стороны, интенсивное формирование специальных
способностей в связи с профессионализацией
- с другой, выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления характера
и интеллекта. Это время спортивных рекордов,
начало художественных, технических и
научных достижений. Студенческий возраст
характерен и тем, что в этот период достигаются
многие оптимумы развития интеллектуальных
и физических сил. Но нередко одновременно
проявляются "ножницы" между этими
возможностями и их действительной реализацией.
Непрерывно возрастающие творческие возможности,
развитие интеллектуальных и физических
сил, которые сопровождаются и расцветом
внешней привлекательности, скрывают
в себе и иллюзии, что это возрастание
сил будет продолжаться "вечно", что
вся лучшая жизнь еще впереди, что всего
задуманного можно легко достичь.
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.
Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентирован на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.
Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать неопределившимися. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такие студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится чуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения, целеустремленности не характерен.
В
целом же развитие
личности студента как
будущего специалиста
с высшим образованием
идет в ряде направлений:
• укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность•
• повышаются чувство долга, ответственность
• растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
• на основе интенсивной
передачи социального и
• повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
• крепнут профессиональная
самостоятельность и готовность
к будущей практической работе.
Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил четыре типа культуры, поведения и всего образа жизни среди американских студентов:
Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.
Профессионалы, для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.
Академики - будущие преподаватели университетов.
И, наконец, нонконформисты
- аристократическая богема, золотая молодежь,
которая учится ради диплома, престижа,
чтобы угодить родителям.
Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов, ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов. На образование и профессию больше ориентированы студенты экономических и юридических специальностей. Наименее ориентированными на образование оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты тех специальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессии в вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам в российском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельного феномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность и престижность, отступает на второй план.
Таким образом, деятельность