Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:45, реферат
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и вез¬де играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя.
Введение. 3
Понятие личности 3
Социализация личности. 5
Понятие социолизации. 5
Теории социолизации. 8
Личность в системе общественных отношений 17
Марксистская теория. 17
Деятельный подход. 18
Ролевая концепция личности 21
Роли как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. 21
Функционалистский подход. 22
Социальный статус. 23
Вывод. 25
Список литературы: 28
Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности детерминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общественных отношений, с другой — сама является продуктом исторического развития этих отношений.
Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремление практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через диктатуру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.
Деятельный подход.
Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассматривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с позиций рациональности. В личности отражаются особенности связи человека с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитивной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определение: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».
Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нормы и принципы, убеждения.
Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, деятельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельности. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.
В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структурирована и дифференцирована.
В соответствии с характером отношений личности к окружающему миру социологи подразделяют деятельность на материальную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отношения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается выбор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реакционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на первый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего террористическая.
Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.
Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптимально организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.
Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогранны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:
Деятельностный подход к личности сводится к:
Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в обществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отметим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.
Ролевая концепция личности
Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.
Роли как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия.
В рамках теории социальных ролей существуют два основных подхода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодействия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.
Дж. Морено описывал следующие типы ролей: 1) психосоматические роли, в которых поведение связано с основными биологическими потребностями, а их проигрывание носит бессознательный характер; 2) психодраматические роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения; 3) социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.д.).
Функционалистский подход.
Роли рассматриваются на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как безусловные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.
Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.
Соответственно различаются исполнение роли и принятие роли.
Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.
Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не менее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия.
Конвенциальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. О роли общества в процессе социализации свидетельствует судьба людей, которые оказались в детские годы в изоляции и смогли выжить (так называемые феральные люди). Факты указывают на способность человеческого организма приспосабливаться к требованиям жизни с другими людьми.
Принятие ролей облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты группы. О решающем влиянии реакций других людей на индивида говорят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не имеет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей.
В работе «Речь и мышление ребенка» Пиаже показал, что в раннем возрасте дети часто говорят сами с собой, не обращаясь ни к кому, просто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребенок становится способен принимать роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Некоторые последующие исследования показали, что воспоминания человека о событиях, которые имели место в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребенок плохо владеет языком. Только после того как ребенок овладеет языком, он в состоянии сформировать концепцию самого себя и принять роли других.
Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребенок узнает, что в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса.
Социальный статус.
Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.
Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Даже в самых развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции.
Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор — это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны.
В примитивных обществах статусы чаще всего являются предписанными, а в современных индустриальных — достигаемыми.
Дж. Ленски предложил понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. По его классификации, существует четыре важных статуса; доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворенности.
В процессе достижения
определенного статуса и