Личность и ее взаимодействие с системой общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются.

Содержание

Введение 2
Социологические концепции личности 3
Структура личности 6
Личность и ее взаимодействие с системой общества 10
Индивидуально-общественные типы личности. 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

готовая работа по оциологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

процесс охватывает обе  разновидности  личностных  структур,  и  именно  его

следует считать "ядром" личности как системы.

      Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и  потребности,  и

интересы,  и  цели,  и  мотивы,  и  ожидания,  и  ценностные  ориентации,  и

установки,   и   диспозиции.    Благодаря    их    взаимосвязи    существуют

внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

      Мотивационный механизм включает в  себя  взаимодействие  потребностей,

ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является  их

преобразование в  цель  личности.  Потребности  выступают  (применительно  к

личности) как  исходные  побудители  ее  деятельности,  отражая  объективные

условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм  связи

личности  с  окружающим  миром.  Связь  эта  может   проявляться   в   форме

естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и  социальных  (потребность

в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой  грани  между

ними нет, поскольку потребность в одежде,  жилье,  и  даже  еде  приобретают

социальную  "оболочку".  Особенно  это  характерно  для  периода  кризисного

развития общества

      Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них

отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности,  определяющее

направленность его действий. По сути дела, именно  интересы  в  значительной

мере обуславливают  мотивы  поведения  личности.  Они  оказываются  главными

причинами действий. "Ближайшее  рассмотрение  истории,  -  писал  Гегель,  -

убеждает нас в том, что действия  людей  вытекают  из  их  потребностей,  их

страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

      Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее  поведения

-  ценностные  ориентации.   Они   отражают   направленность   личности   на

определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или  иным

из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и  интересы,

являются одним из основных факторов,  регулирующих  мотивацию  деятельности.

Именно в ценностных ориентациях, как в  чем-то  конкретном  и  определенном,

могут проявляться интересы личности.

      Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь  через

ценностные  ориентации,  приводят  к  формированию   конкретных   внутренних

побудителей действия, которые принято называть  мотивами  деятельности.  Так

создается   механизм   мотивации,   который   предполагает   реализацию    в

целенаправленной  деятельности   личности.   Смысл   этой   деятельности   -

достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

      Другой  "внутри  личностный"  механизм   связан   с   "диспозиционной"

структурой личности. Диспозиция личности  -  это  ее  предрасположенность  к

определенному поведению в конкретных  условиях,  возможность  сделать  выбор

деятельности. В известном смысле диспозиция - это  предшествующие  поведению

ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие  мотивов  и

стимулов, приводящих  к  появлению  установок  личности.  Результатом  этого

взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

      Что же означают названные элементы структуры  личности?  Под  мотивами

принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние  непосредственные

побудители  к  деятельности,  в  которых  отражается   стремление   человека

удовлетворить свои потребности и интересы.  В  отличие  от  мотивов  стимулы

выступают как внешние побудители к деятельности. Под  ними  обычно  понимают

многочисленные факторы экономического, социального,  политического  и  иного

характера, действующие в структуре среды личности.  Установки  -  это  общая

ориентация,  направленность  сознания  на  то  или  иное  явление  (процесс)

действительности.  Социальные  установки   -   один   из   наиболее   важных

регуляторов    социального     поведения     личности,     выражающий     ее

предрасположенность,   готовность   действовать   определенным   образом   в

отношении данного  объекта  Установки  характеризуют  отношение  личности  к

среде,  другим  людям.  Стало  быть,  установки  во   времена   предшествуют

деятельности, в  них  отражается  "нацеленность  на  тот  или  иной  вектор"

поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами"  (со

времен У. Томаса и Ф.  Знанецкого,  которые  ввели  этот  термин  в  широкий

научный  оборот  и  немало  сделали  для  его  изучения:  В  соответствии  с

разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией  саморегуляции  социального

поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший -  уровень

формирования у  личности  концепции  жизни  и  ее  воплощения  в  ценностных

ориентациях. Другими словами, на этом  уровне  диспозиции  регулируют  общую

направленность   поведения   интересов   личности.   На    среднем    уровне

саморегуляция  осуществляется  в  виде  формирования  обобщенной   установки

личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь  также

происходит  формирование  установок,  но  более  конкретного,  ситуационного

плана, связанного с  саморегуляцией  поведения  в  совершенно  определенных,

непосредственно  данных  условиях.   Внешне   наблюдаемые   поступки   людей

оставляют второй аспект деятельности  -  поведенческий,  в  котором  находят

непосредственное  конкретное  отражение  ценностные  ориентации,  установки,

диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой  внешне

наблюдаемой  деятельности.  Отметим,  что  иногда   структура   деятельности

отождествляется со структурой наблюдаемой  деятельности.  Такой  подход,  по

меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в  данном

случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не  относя

первые к структуре деятельности.

      Структура   деятельности   обусловлена   объективной    необходимостью

выполнения тех или иных действия  для  воспроизводства,  функционирования  и

развития личности. Она детерминируется (на уровне  конкретной  личности)  ее

демографическим,   социальным,    профессиональным    положением,    местом,

занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду  структуру

в  ее  "внешнем"  выражении,  отметим,  что  она  может  выступать   и   как

своеобразная типология деятельности личности.

      В  социально-философском  плане  и  на  уровне  общей  социологической

теории, в зависимости от характера отношения личности  к  окружающему  миру,

деятельность подразделяется на  материальную  и  духовную,  теоретическую  и

практическую.  Именно  в   этих   формах   происходит   освоение   личностью

окружающего  мира.  Еще   одна   классификация   деятельности   может   быть

рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу  исторического

процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная,  революционная  и

контрреволюционная  деятельность.  Критерий  получения   нового   результата

является   основанием   для   выделения   творческой   или   воспроизводящей

(репродуктивной)  деятельности.  Деятельность  личности  может  быть   также

инновационной и рутинной.

      Разумеется, названные формы и виды деятельности  личности  могут  быть

изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены  на

язык эмпирических социологических исследовании.  Однако  в  силу  достаточно

общего характера это сделать не просто.

      С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего

на уровне специальных социологических  теорий  и  эмпирических  исследований

Здесь  в  первую  очередь  нужно  отметить  структуру,  основанием   которой

является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может  быть

деятельность    экономическая,    политическая,    социальная,    а    также

производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

      Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности  имеется

множество. Оно детерминировано богатством  жизнедеятельности  человека.  Все

эти  формы  и  виды  деятельности,   обусловленные   системой   общественных

отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют  ее

образ жизни. Представляется, что в  процессе  социологического  исследования

личности  образ  жизни  оказывается   центральным   понятием,   своеобразной

доминантой и вместе с  тем  связующим  звеном  между  ее  внутренним  миром,

состоянием  сознания  и  способом  и   характером   поведения,   в   котором

раскрывается внешняя сторона деятельности.

      Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем  схему,

в которой они находят отражение. Как и всякое графическое  изображение,  она

условна, но ее преимущество в  том,  что  с  помощью  схемы  можно  получить

наглядное представление о поднятых выше вопросах.

 


Личность и ее взаимодействие с системой общества.

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям…» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).

     Определению сущности человека через исследования соотношения между обществом и индивидуальным «я» была посвящена специальная секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека.

     Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические факторы до сих пор влияют на становление общественной системы, на ее развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием жизнедеятельности индивидов, не может абсолютно контролироваться ими самими. Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции.

     Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.

     Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.

     Среди множества направлений в философской мысли, исследующих человека (теологическое, метафизическое, биологическое, социал-дарвинистское, расово-антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.

     Первое абстрагируется от определений человека вообще. Достаточно простой констатации факта существования человека, тем более что, по мнению экзистенциалистов, существование предшествует сущности. Биологический организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.

     Таким образом, принцип экзистенциализма гласит, что человек - абстрактное психофизическое существо, индивидуальное, существует один на один со своими проблемами. Ни один социальный организм не способен устранить такую личную индивидуальную трагедию человека, как смерть.

     Другое прямо противоположное направление - социальное, напротив, видит смысл существования человека не как индивидуального, экзистенциального существа, а как существа, который не может не находится вне групп и общества.

     Личная определенность человека устанавливается только в связи с обществом. Безусловно, что только во взаимодействии с обществом человек находит свое место в общественной структуре. Главное заключается в том, чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор человека. Сартр утверждает, что человек сам делает себя. Конечно, у человека, тем более у человека свободного, всегда есть выбор.

Но его выбор ограничен, во-первых, социально-культурными условиями, во-вторых, структурой общества, в-третьих, характером общественного развития. Человек не может в диспозиционной структуре общества выполнять роль и иметь статус, которого не существует на данном этапе развития общества.  Но с развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы, которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре социальной системы.

Информация о работе Личность и ее взаимодействие с системой общества