Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:32, реферат
Рецензия на книгу Ю.А. Левады «От мнений к пониманию.
Социологические очерки 1993-2000». В рецензии представлены выходные данные книги, краткая биография автора, отдельное рецензирование каждой главы.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени Б.В. Бобкова филиал
Российской
таможенной академии
Кафедра гуманитарных дисциплин
Рецензия
на монографию:
Левада Ю. А. «От мнений к пониманию.
Социологические
очерки 1993-2000»
Выполнила студентка
221 группы
юридического факультета
Семенова
Арина Олеговна
Санкт-Петербург
2009
В 2000 году в Москве издательством «Московская школа политических исследований» была выпущена книга на 576 страниц. Это была книга российского социолога Юрия Александровича Левады. Книга называется «От мнений Конституции РФ пониманию. Социологические очерки. 1993-2000». Книга предназначена для социологов, политологов, изучающих общественные перемены и общественное мнение в современной России.
Юрий Александрович Левада родился 24 апреля 1930 года в Виннице Украинской ССР. В 1952 окончил Философский факультет МГУ. Всегда интересовался социологией, однако в те годы получить знания из этой области можно было лишь на философском факультете. Доктор философских наук с 1966 года (диссертация посвящена социологическим проблемам религии), профессор.
В 1956-1988 работал в научных институтах АН СССР. В 1960-е годы он читал лекции по социологии на факультете журналистики МГУ. В 1969 был лишен звания профессора «за идеологические ошибки в лекциях». Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ АН СССР), где Левада заведовал сектором теории и методологии, был подвергнут тотальной политической чистке. Ю. Левада был удален из штата ИКСИ и перешел на работу в Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ АН СССР). После этого созданный Левадой вначале 1960-х методологический семинар, объединивший единомышленников из разных научных сфер, надолго перешёл на полулегальное положение. В 1988 г. Ю. Левада и ядро сотрудников сектора ИКСИ, членов семинара пришли на работу в незадолго до этого созданный Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
С 1988 по 1992 был руководителем отдела теоретических исследований созданного на волне перестройки Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством Татьяны Заславской. В 1992 возглавил эту организацию.
С 1994 — главный редактор журнала «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения».
Начиная с 1991, коллектив ВЦИОМ проводит серии исследований накануне выборов Президента России, выборов в Государственную Думу России, выборов в законодательные и исполнительные органы власти регионов страны. Результаты этих исследований всякий раз оказывались близки к официальным результатам, что неоднократно подтверждалось представителями профессионального сообщества.
После ряда трансформаций 6 августа 2003 Министерство имущественных отношений РФ приняло решение об акционировании и приватизации ФГУП ВЦИОМ в ОАО «ВЦИОМ». После этого сотрудники ВЦИОМ во главе с Юрием Левадой перешли на работу в ранее созданную им параллельно со ВЦИОМ некоммерческую организацию – Аналитическую службу ВЦИОМ (ВЦИОМ-А).
Начиная с марта 2004, компания продолжает работу под новым названием — Аналитический Центр Юрия Левады («Левада-Центр»). «Левада-Центр» продолжает программы исследований, начатых его коллективом в 1990—2000-х годах. Юрий Левада до конца жизни пытался сохранить Левада-центр не просто как коммерческую организацию, но и как организацию, занимающуюся научными изысканиями.
Ю. А. Левада является автором нескольких книг, более 200 статей по проблемам социологии, общественного мнения, теории и методологии социологии, социологии религии, социальной антропологии.
Монографии: «Социальная природа религии», «Лекции по социологии», «Есть мнение», «Статьи по социологии», «Советский простой человек», «От мнений к пониманию: социологические очерки 1993—2000», «Ищем человека: социологические очерки 2000—2005», «Проблема "элиты" в сегодняшней России», «Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга».
Некоторые статьи: «Феномен Тейяра» и споры вокруг него; Проблемы использования количественных методов в социологии; Проблемы экономической антропологии у Маркса; Игровые структуры в системах социального действия; Элита и «массы» в процессах трансформации; Поколения XX века: возможности исследования «Человек советский»: проблема реконструкции исходных форм; Заметки о «проблеме поколений»; Парадоксы и смыслы рейтингов: Попытка понимания; Элитарные структуры в советской и постсоветской ситуации и т. д.
Юрий Левада относился к социологической школе «Новая социология», которая возрождалась в 60-е годы XX века на базе российской социологической школы дореволюционной России. По праву Юрия Александровича можно назвать одним из основателей этой школы. Люди, которые возрождали эту науку, создали своего рода кружок, корпорацию в хорошем смысле слова, они все друг друга хорошо знали. И эта советская социология в послесталинский период, когда все было выкошено, взяла на удивление хороший старт.
Юрий Левада прославил себя в области социологической теории, но не в том смысле, что он сам создал какую-то теорию, а в том, что Левада стал активно изучать современную ему западную социологию. В частности, тогда на Западе гремело имя Парсонса, и первые социологи, включая Леваду, вышли на эту фамилию, они его читали. Что очень важно, они его переводили. Была целая когорта людей, которые много сил потратили на то, чтобы донести до русского читателя переводы зарубежных социологов - Парсонса, Мертона и других.
Юрий Левада поначалу не занимался эмпирическими исследованиями. Он активно занимался классической социологией. Стоит заметить, что с развитием социологии Левада с необходимостью стал прибегать к эмпирическим исследованиям.
В качестве названия сборника взят официальный девиз ВЦИОМ — «ОТ МНЕНИЙ К ПОНИМАНИЮ». Написанные в разные годы статьи подчинены решению достаточно сложной задачи: использовать данные изучения общественного мнения для понимания процессов и перемен в социальной, экономической, политической и культурной жизни общества.
Собранные в книге очерки публиковались в 1993 – 2000 гг. в журнале “Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены”. Эмпирическую основу публикаций составляют обширные данные регулярных и специальных массовых опросов.
В первом тематическом разделе рассматриваются тенденции политических и социальных перемен в России и в общественно мнении за последние годы.
Как известно, в указанный период была сложная балансировка отношений с Западом, направленная на то, чтобы и связи сохранить, и вмешательства во внутренние дела не допустить, это вносит в социальное сознание дополнительные элементы риска и нестабильности.
Общественное мнение не может быть стабильным, не может долго сохранять тот баланс напряженности и доверия, который сформировался в конце 1999 года. Разумеется, бессмысленно искать в опросных данных каких-то конструктивных представлений о дальнейшем развитии ситуации. Общественное мнение в принципе не создает варианты конструкций или оценок, а «только» выбирает из предложенного набора, «меню». Обязанность политической элиты — предложить населению определенные варианты выбора. Но политическая сцена пуста в этом смысле — общественному мнению остается лишь отмечать успех или неуспех тех конструкций, которые в него были введены ранее.
Второй раздел посвящен теоретическим вопросам, относящимся к природе и структуре общественного мнения. Суть данного раздела заключается в том, чтобы обсудить особенности природы и функций «социальных страхов» различных типов в их соотношении с другими компонентами эмоционального поля общества — например, интересами, радостями, позитивными оценками и переживаниями.
В любых ситуациях устрашения, в том числе массового, самым устойчивым и лукавым оказывается страх интернализованный, проникший в структуру самоидентификации субъекта. Одно из проявлений такого «внутреннего» страха — боязнь разрушить привычный или сакрализованный образ, лишиться удобного средства самооправдания и т. д. Реакцией на череду политических и персональных разоблачений, происходивших на поверхности общественной жизни последнего полувека (после 1953 г.) у значительной части населения стало упорное стремление реставрировать хотя бы ограниченную зону непогрешимых авторитетов — с окружающим ее балансом публичных страхов и тихих радостей.
В третьем разделе представлены работы по программе исследования “человека советского”, которая осуществляется сотрудниками Левада-Центра с 1989 года. Принято считать, что «человек ищет, где лучше»; за этим стоит допущение ненасытности желаний человеческих и определенности их направления. Реальная ситуация, в частности, доступная в исследованиях, выглядит иначе. Чаще всего человек «ищет» (или стремится сохранить) ситуацию, которая представляется ему относительно удобной, привычной, спокойной, менее рискованной, соответствующей некоторому заранее заданному образцу. При этом для каждой стабильной социальной группы имеется свой уровень притязаний на социальные и экономические блага, статус и ресурсы, соотносимый с уровнем допустимых «рисков». За рассматриваемый период заметны изменения в социальном сознании «советских» людей, которые были подвержены внимательному анализу. В общем уровень самооценки — то есть частоты упоминания «положительных» характеристик — явно вырос. Заметно чаще повторяются ссылки на терпение, трудолюбие, особенно же — на энергичность. Правда, в определенной мере они нейтрализуются участившимися упоминаниями таких качеств, как непрактичность, безответственность. Рассмотрен также эмоциональный аспект человеческого существования.
Стоял вопрос о том, насколько счастливыми чувствовали себя люди в 1989 и 1994 годах. В первом исследовании вполне или в основном счастливыми считали себя 46% опрошенных, в 1994 году ровно столько же! Но доля считающих себя несчастливыми («в целом» или «совершенно») возросла за эти годы с 14 до 34%, то есть более чем вдвое. Все же «счастливые» преобладают.
Юрий Левада отмечает что, приобрели самостоятельное значение проблемы положения человека в системе социальных институтов, возможностей квазиполитической мобилизации, различных уровней адаптации к изменившимся условиям официальности и повседневности, утверждения сферы приватности, формирования новых групповых рамок деятельности, механизмов идентификации, комплексов и фобий, наблюдаемых в исследованиях общественного мнения. Достигнутая в результате перемен последних лет открытость по отношению к внешнему миру оказалась противоречивой и болезненной — и в человеческой сфере не менее, чем в экономической и социальной.
Сохраняет свою напряженную актуальность и вопрос о том, насколько долго и какой ценой человек может этот тяжелый переход выдерживать — иначе говоря, о «запасе прочности» человеческого материала в различных его структурных образованиях и слоях, а также и о самой природе этой «прочности».
Подводя
итог, хотелось бы высказать свое мнение
о книге. Прочитав книгу, я стала
понимать, как политика, внешние
условия влияют на социальное сознание
людей. Что под воздействием определенных
правительственных установок изменяется
даже эмоциональный аспект человеческого
существования. В книге много таблиц, что
позволяет просто и понятно просмотреть
все происходящие изменения. Хоть эта
книга и была создана для социологов, политологов,
но должна отметить, что она будет интересна
и понятна и тем, кто в качестве любителя
изучает социологию.
Информация о работе Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000