Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:30, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий конспект 15 лекций по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

Краткий конспект лекций по социологии.docx

— 50.88 Кб (Скачать)

Лекция 5. Социология малых групп

1. Социология малых групп

2. Методы изучения малой  группы

Малой группой называется контактный коллектив, т. е. сообщество людей, которые знают друг друга  в непосредственно общаются друг с другом. Например, семья, учебная группа, спортивная команда, рабочая бригада. Признаками малой группы являются: 1. Небольшие размеры, позволяющие общаться и знать друг друга. 2. Совместная деятельность. 3. Наличие общего лидера. Малые группы бывают формальными, т. е. организованными официально, и неформальными, т. е. существующими на основе связей симпатии, по социально-психологическим причинам или на основе общей деятельности, официально не зафиксированной. Например, круг близких друзей внутри студенческой группы, дворовая команда, самодеятельная музыкальная группа. Структура группы делится по социально-психологическим и функциональным признакам. В группе есть лидер, возглавляющий группу; аутсайдеры, т. е. отверженные члены группы, с которыми избегают общаться и члены группы со средним статусом. Функции и признаки лидера: это самый авторитетный человек, обладающий наибольшим объемом информации. Как правило, он лучше других выполняет работу, которую делает группа. Он является носителем групповых норм поведения. Т. е. лучше других знает что делать и как делать, что можно и что нельзя делать. Он распределяет функции между членами группы, решает конфликты. Аутсайдер обладает признаками противоположными лидерским. По функциям, члены группы могут быть признанными «весельчаками», «постоянно виноватыми». «экспертами» и т. п. Структура группы изучается социометрией, автором которой является американский социолог Дж. Морено. Членам группы предлагается анкета с примерно таким вопросом: «Предположим, вам поручили подобрать группу для выполнения важного задания, кого из членов вашего коллектива вы отберете в эту группу?» По результатам опроса определяют кто самый авторитетный, кто самый непопулярный, а кто занимает среднюю позицию в группе. Результаты приводят в таблице(социоматрице) и в графике(социограмма). На графике стрелками изображают связи симпатии и антипатии. Социальная психология рекомендует распределять работников на производстве в соответствии со связями симпатии и антипатии. Т. е. чтобы рядом не работали люди, неприязненно относящиеся друг к другу. Если рядом работают люди, которые относятся друг к другу с симпатией или нейтрально, то в таких коллективах выше эффективность работы, выше качество, в рабочих подразделениях меньше травматизма, выше стабильность коллектива.

Лекция 6. Социология личности

1. Социология личности

2. Личность у системе социальных взаимосвязей

Человек — это био-социальное существо. Личность — это социальная сторона человека. Человек в социологии рассматривается как член социальной группы. Для жизни в сообществе у него вырабатываются социальные черты. Понятие личности характеризует социальную сторону человека. К социальным качествам личности относятся: самосознание, ценностные ориентации, ответственность, цели деятельности, социальный статус, социальные роли, нормы и ценности, уровень образования, активность, самостоятельность в принятии решении и др. Для социологии важен социальный тип личности — это совокупность часто повторяющихся социальных качеств людей, входящих в определенную социальную группу. Ценностные ориентации — это социальные, моральные ценности важные для человека, это ориентация на определенные ценности, такие как: материальное благосостояние, здоровье, семья, знания, уважение окружающих, вера, свободное время, удовольствия, свобода и др. В зависимости от типа значимых ценностей человек организует и направляет свою деятельность. Люди различаются по ценностным ориентациям. Другой важной чертой личности является самооценка, самосознание. Если мнение человека о самом себе совпадает с мнением окружающих, то это адекватная самооценка, что говорит о нормальном социальном развитии человека. Если человек считает себя лучше, чем думают о нем окружающие, то это завышенная самооценка. Если такое различие очень сильное — человек выглядит смешным в глазах других людей, его притязания неоправданны и он постоянно терпит неудачу в своих делах. Если человек думает о себе хуже, чем считают его окружающие, то это заниженная самооценка. В этом случае человек не берет на себя ответственность, действует ниже своих возможностей и не добивается в жизни того, что мог бы достичь исходя из его способностей. Как заниженная, так и завышенная самооценки затрудняют социальное взаимодействие человека. Важным проблемой является социализация личности — это процесс становления полноправного члена общества, гражданина страны, обладающего необходимыми качествами для существования в обществе, такими как совесть, ответственность, долг, чувство справедливости, патриотизм и пр. Первичная социализация происходит в семье. На этом этапе родители играют решающую роль. Далее, в период вторичной социализации, важную роль играет социальная среда, окружение. Социализация проходит стадии подражания, когда человек следует примерам окружающих, Стадия адаптации означает приспособление своих желаний к требованиям окружающих. Высшая ступень социализации — это интериоризация, т. е. такое состояние, когда человек внутренне ощущает важность социальных норм поведения и не может поступать иначе, чем это требуется для социально ответственной личности. Важным является явление идентификации, т. е. ощущение себя частью какого либо сообщества, семьи, страны, нации и пр. Идентичность позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Потеря идентичности серьезная проблема, которая в массовом масштабе характерна для социального кризиса. Такое состояние снижает активность личности и является причиной отклоняющегося поведения, роста преступности, потери смысла жизни.

Лекция 7. Социология преступности

Преступность — это  тип отклоняющегося поведения(девиации), связанный с серьезными нарушениями социальных норм. В общем виде, рост преступности связывают с усилением аномии, т. е. такого состояния в обществе, при котором снижено значение норм. Социальные нормы — это принятые в обществе правила поведения, отношения к окружающим, критерии оценки «хорошего -плохого». Теорию аномии развивали Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Различаются нормы-цели поведения и деятельности человека, а также нормы-средства достижения этих целей. Типы аномии зависят от того, какие нарушаются принятые в обществе цели или средства. Так, человек может соглашаться с целями, но нарушать средства(это характерно для воровства); соглашаться со средствами, но нарушать общепризнанные цели(крайний бюрократизм, волюнтаризм); может не соглашаться ни с целями, ни со средствами(это характерно для маргинальной части общества, т. е. бомжей, бродяг). Возможна ситуация, когда одни нормы отрицаются, но на их место предлагаются новые. Это мятежники, революционеры, те, кто стремится радикально преобразовать общество. Во время социального кризиса аномия возрастает. Для стабилизации общества необходимо преодолеть аномию. Преступность также объясняется нарушением социализации, когда человек либо не усвоил общепризнанные социальные нормы, либо усвоил негативные, неприемлемые в обществе нормы. Это связано с воздействием среды, с нарушением структуры ценностей. Важную роль в становлении человека имеют референтные группы, т. е. люди, имеющие для данного человека значение, на которых он ориентируется, берет с них пример. Иногда референтной группой для подростка может стать преступная группировка. Перевоспитать человека — это добиться переориентации его на другую референтную группу, имеющую социальноодобряемые ценности и поведение. Перевоспитание также означает корректировку результатов социализации, с тем , чтобы человек с отклоняющимся поведением принял в качестве «правильных» общепринятые нормы. Иногда, в связи с наркоманией, алкоголизмом, человек теряет усвоенные ранее нормы — это называется десоциализацией. Признав неправильным нарушение норм человек может постараться вновь следовать общепризнанным нормам , это называется ресоциализацией. Задача общества — помочь преступнику встать на путь ресоциализации. Особенно это важно в период , когда человек вышел после заключения на свободу. В цивилизованных общества существуют социальные службы, которые оказывают помощь бывшим заключенным, бродягам, алкоголикам, наркоманам, пожелавшим встать на путь исправления. Социология изучает социальные причины преступности, личность преступника. Согласно требованию Совета Европы, членом которого является Украина, следует упразднить смертную казнь, заменяя ее на длительные сроки заключения. Это мотивируется морально-религиозными соображениями. В связи с социальным кризисом в Украине высокий уровень преступности. Кроме экономических важны также такие причины как наркомания, алкоголизм, рост миграции, ослабление семьи. В сфере финансов существует отставание уровня законодательства от возможностей преступников совершать крупные хищения.

Лекция 8. Социальные технологии

Социальные технологии —  это система процедур, методов, приемов  регулирования социальных процессов  и явлений. В отличие от исследовательских  процедур технологии направлены на формирование конкретного поведения или деятельности в конкретных ситуациях общественной жизни. Технологический подход представляет собой область конструирования  различных средств для решения социальных проблем. Технологическое познание связано с анализом конкретных повседневных ситуаций для определения средств достижения социальных результатов. Технология представляет собой процесс упорядочивания системы применяемых средств и регламентирует деятельность людей по отношению к другим людям. Технология связывает цели, средства и упорядочивает деятельность по достижению цели. Без понимания происходящих процессов невозможно выработать технологию решения проблем. Каждое явление уникально, но в ряду подобных явлений есть повторяющиеся компоненты. Именно наличие этих похожих черт позволяет выработать единую технологию по регулированию социальных процессов. Учет уникальности социальных явлений осуществляется в том, что технологии настраиваются на решение конкретных проблем в конкретных ситуациях. Особенности внедрения технологии зависит от специфики Среды в которой реализуется данная технология. Типы социальных технологий(по уровню социальной деятельности): глобальные, национальные, региональные, на уровне местного самоуправления, социальных организаций и отдельных подразделений. По характеру воздействия выделится — формирующие технологии направленные на формирование определенных социальных процессов; стимулирующие, направленные на поддержание социальных процессов; сдерживающие, задающие границы определенным процессам, ограничивающие их протекание и распространение; деструктивные, т. е. разрушающие, направленные на устранение негативных социальных процессов. Можно выделать также еще два типа: 1) технология подготовки решений(социальная диагностика) и 2) технология их реализации. По содержанию чаще всего встречаются технологии в области кадрового обеспечения, т. е. аттестации, подбора и обучения кадров.

Лекция 9. Социология общественного мнения

Общественное мнение —  это коллективное суждение людей  по социально-значимым проблемам. В  демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений осуществляется с опорой на общественное мнение. Поэтому изучение общественного мнения является важной задачей социологов. Из-за того, что общество социально неоднородно, в нем существуют социальные группы с различными интересами, общественное мнение также неоднородно. Границы в различии мнений совпадают с границами социальной структуры. У разных социальных групп разный образ мыслей, разные позиции и мнения по отношению ко многим проблемам общества. Но по некоторым проблемам у большинства населения может сложиться общее мнение. Если более половины людей согласны с определенным мнением, то можно говорить о наличии общественного мнения по данному вопросу. Общественное мнение обладает контролирующей, консультирующей и директивной функциями. Контролирующая функция заключается в том, что общественное мнение вырабатывает суждение по всем социальнозначимым проблемам и тем самым как бы контролирует государство в отношении того, действует ли оно в интересах общества или нет. Если политики, предприниматели и представители других институтов общества заинтересованы в опросе населения, чтобы учитывать общественное мнение в принятии решения, то в этом случае реализуется консультативная функция. Эта функция важна для социологического маркетинга, когда производитель товара интересуется какой товар, с какими качествами нужен потребителю. В случае референдума, выборов Президента или Верховной Рады результаты сплошного опроса населения в соответствии Конституцией имеют обязательный, директивный характер. Для функционирования института общественного мнения необходимы следующие условия: 1) политические(каковыми являются демократия); 2) организационные(организации по изучению общественного мнения); коммуникативные(органы информации, которые сообщают результаты опросов). Общественное мнение по определенной проблеме формируется если: 1) эта проблема вызывает интерес у населения; 2) есть определенный уровень осведомленности, информированности, компетентности по данной проблеме; 3) существует побудительный стимул для высказывания, формулированная мнения. Общественное мнение: 1) нельзя узурпировать, т. е. необоснованно, без опросов, присваивать себе право говорить от имени общества; 2) им нельзя манипулировать, т. е. использовать произвольно, в эгоистических интересах политиков или бизнесменов; 3) нельзя искажать в угоду конъюнктурных потребностей различных институтов. Общественное мнение можно формировать целенаправленными усилиями путем убеждения, внушения, воздействием через механизмы моды, психического заражения в толпе. Правдивая, доступная, исчерпывающая информация позволяет правильно сформировать общественное мнение. Изучить его можно путем опросов, изучением документов на основе выборочного исследования.

Лекция 10. Социология культуры

1. Социология культуры

2. Семья как социальный  институт

Социология культуры —  это специальная социологическая  теория, которая изучает закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в обществе, содержание, формы и направления культурной деятельности, культурный уровень разных социальных групп, культурные потребности  и уровень их удовлетворения, состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры, качественный состав кадров в сфере культуры, ситуацию на рынке  художественной культуры, особенности  публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры. Изучаются проблемы связи культуры и социальной структуры, культурной динамики, причины конфликтов в сфере культуры и способы их решения. В рамках социологии культуры существуют собственные отрасли исследования. Так , социология литературы, социология кино, музыки, театра и т. д. Социология культуры также означает также совокупность норм и ценностей общества и личности. Показателями уровня развития культуры являются: количество культурной продукции, наличие мировых образцов произведений искусства, сочетание новейших по форме произведений с традиционной культурой, высокий престиж культурной деятельности и деятелей культуры, высоких их заработок, престиж отечественной культуры за рубежом, широкое участие самодеятельных художников, музыкантов и т. д. в культурной жизни, наличие изощренных произведений искусства и расширение аудитории, способной воспринимать изощренные произведения. Признаками уровня культуры личности является затраты времени и материальных средств для целей культурной деятельности, наличие художественного вкуса, усвоение опыта прошлого и способность создавать новые образцы культуры. Важным средством передачи культурных ценностей общества является семья. Семья — это группа людей, связанных браком и кровным родством. Современная семья является моногамной, т. е. человек имеет одного брачного партнера. В истории были семьи полигамные, когда человек имел несколько брачных партнеров. Важно соблюдение равенства между мужем и женой в распределении семейных обязанностей и во взаимоотношениях между собой. Каждый член семьи имеет свои семейные роли. Правильное их соблюдение и понимание предотвращает конфликты. Семья обладает такими функциями: репродуктивная(рождение детей), культурно-воспитательная, нравственная, экономическая, социально-психологическая. Важной проблемой является стабильность семьи.

Лекция 11. Этапы  развития социологии как науки

Информация о работе Лекции по "Социологии"