Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:09, лекция

Описание работы

Социология как наука
1. Объект и предмет социологии
История Западно- европейской социологии
Основные этапы развития социологии в России

Работа содержит 1 файл

Лекции по социологии.doc

— 152.50 Кб (Скачать)
 
 

Зарубежная  социология ХХ века

Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон)

Базовые функции систем Основные  подсистемы (элементы) общества
1. Адаптация к среде 1. Экономическая подсистема
2. Достижение целей 2. Политическая  подсистема
3. Интеграция 3. Социальная  подсистема
4. Самосохранение 4. Культурная  подсистема

Понятие «дисфункция» (ввел Р.Мертон) – означает любые факторы и явления, препятствующие выполнению базовых функций системы

Зарубежная  социология хх века.  
Конфликтологическое направление (Р.Дарендорф, Л.Козер)

Р.Дарендорф

  • Основа конфликтов – противоположность интересов индивидов и социальных групп
  • Основные социальные конфликты сосредоточены в политической сфере, они обусловлены отношениями господства и подчинения, характером власти
  • Источник конфликтов – неравенство доступа к ресурсам (финансовым, информационным, интеллектуальным и т.д.)

Л.Козер

  • В любой системе, состоящей из разный частей обнаруживается дисбаланс, напряженность, конфликт интересов
  • Конфликты могут нести не только разрушение, но и при определенных условиях укреплять интеграцию, приспособляемость к среде
  • Чем выше сплоченность в группе, тем интенсивнее и разрушительнее может быть конфликт

Зарубежная  социология ХХ века 
Микросоциологическое направление

Теория  обмена (Дж.Хоманс, П.Блау) 

Принцип: люди вступая во взаимодействие друг с другом стремятся уравновесить свои затраты и вознаграждения 

Теория  символического интеракционизма (Дж.Г.Мид) 
Взаимодействие между людьми – процесс в котором  люди отслеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них.

В интерпретации намерений  ключевую роли играют символические средства общения – вербальные (речь, интонация т т.д.) и невербальные (жесты)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация социологических теорий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  этапы развития социологии в России

1 этап – середина 19 века – 1918 год

В 1918-1919 году в Петроградском  университете создана кафедра социологии, введена ученая степень по социологии, в 1919 году – социологический институт, в 1920 в Петроградском университете открыто социологическое отделение во главе с П.А.Сорокиным 

2 этап - нач. 20х гг. – 50е гг. 20 века 

( идеологизация социологии) 

3 этап – начало 60х  годов ( возрождение социологии, масштабные прикладные социологические исследования,  в 1960 году открыт социологический отдел при Институте философии РАН, в 1962 году создана советская социологическая ассоциация, в 1964 в МГУ открыта кафедра конкретно-социологических исследований, в 1969 – создан Институт

Позитивистское  направление в  отечественной социологии 19 века

  • Органицистское направление направление (П.Ф.Лилленфельд, А.И.Стронин, В.М.Бехтерев)
  • Географическое направление (Л.И.Мечников, А.П.Щапов)
  • Субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков)
  • Генетическая социология (М.М.Ковалевский)

Субъективная  школа

Представители:

  • Николай Константинович Михайловский (1842-1904) (Работа: «Что такое прогресс»)
  • Петр Лаврович Лавров (1823-1900) (Работа: «Исторические письма»)

Главные проблемы:

  • В чем сущность исторического процесса? Какова роль личности в истории?

Основные  идеи:

  1. Главный фактор, ведущая сила, «орган и прогресса» - критически мыслящие личности, являющиеся носителями нравственных идеалов
  2. Объективные процессы – материальные условия, традиции –материал истории
  3. Смысл прогресса общества – рост и укрепление социальной содидарности и развитие самосознания личности
  4. Общественные нравственные идеалы – основа солидарности и построения справедливого общества (особая роль интеллигенции, вырабатывающей идеалы)
  5. Субъективный метод – исследователь в ходе познания должен поставить себя на место тех людей, который он изучает, вжиться, вчувствоваться в чужой опыт.
  6. Задача социологии – не столько поиск объективных законов развития общества, сколько раскрытие гуманистического содержания общественного прогресса
 

Марксистское  направление

Г.В.Плеханов (1856-1918) опирался на марксистскую методологию  анализа общества:

  • Развивал материалистическое понимание истории
  • Обосновывал закономерность развития капитализма в России (критика народников)
  • Анализировал проблему роли народных масс и личности в истории ( критика субъективной школы)

В.И.Ленин (1870 -1924) написал работу «Развитие капитализма в России», где показывал закономерность возникновения капиталистических отношений в России и обосновывал идею неизбежности социалистической революции

Антипозитивиская  традиция

Б.А.Кистяковский (1868-1920), В.М. Хвостов( 1868-1920), П.И.Новгородцев (1866-1924) и др.

    Методологическая  основа – неокантианство, отрицание натурализма  и естественно-научных  методов изучении общества.

    Специфика общества состоит  в психологическом  взаимодействии индивидов, объект социологии  - общность чувств, желаний и другие проявления коллективного сознания. Коллективный дух – фундамент общественной жизни.

    Задача  русской интеллигенции  – создать общечеловеческие правовые идеалы и  укоренить их в  народном сознании.

    Гл. работа Б.А.Кистяковского  – «Социальные  науки и право», анализ происхождения, видов и роли власти в обществе.

    Концепция правового государства:  право – принцип  справедливости, высшая человеческая ценность, оно призвано ограждать  личность от принуждения  со стороны государства  и группового давления

Интегральная социология П.А.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

Эсер, профессор Санкт-Петербургского университета

1918г.  – депутат учредительного  собрания

1919 создал первый  в России факультет  социологии в Петроградском  университете

1922г.  – выслан из СССР

Профессор Минессотского и  декан социологического факультета Гарвардского университета США, после  его смерти в США  учреждена премия имени П.Сорокина за лучшую книгу по социологии

Автор классических работ  по теории стратификации  и социальной мобильности, социокультурной динамике

«Социология революции» П.Сорокина

  • Революция – «худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс», ибо «чего бы она ни добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»

Основополагающие принципы реформирования общества:

  1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить  базовым инстинктам
  2. Практическую реализацию реформ должно предварять научное изучение конкретных социальных условий
  3. Каждый социальный эксперимент сначала должен быть опробован в малом социальной масштабе
  4. Реформы должны проводиться правовыми конституционными средствами

Социокультурная динамика П.Сорокина

Элементы  социокультурных  явлений:

  • Смыслы – ценности – нормы
  • Биофизические носители смыслов (язык, символы и т.д.)
  • Разумные индивиды и группы, создающие смыслы и ценности, использующие их и управляющие ими

Культурные  суперсистемы

Чувственная

(Европа 16-20 век)

Идеациональная

(Средние  века 6-12 век)

Идеальная

(интегральная)

(Греция 5 век до н.э., Европа 13 век)

Объективная реальность и ее смысл  чувственны.

Главные ценности :

богатство, комфорт, наслаждение, власть, слава

Способ  удовлетворения потребностей – изменение среды

Истинная  реальность – сверхчувственна

Главные ценности:

Бог, Дао, душа

Основные  потребности –духовные, способ их удовлетворения – изменение себя

Истинная  реальность включает чувственные, рациональные и сверхчувственные аспекты

Способ  удовлетворения потребностей – изменение себя и мира

Концепция развития цивилизаций Н.Я. Данилевского ( 1822-1885)

Идеи  концепции изложены в книге «Россия  и Европа»

Стадии  развития цивилизаций:

  • Возникновение и кристаллизация
  • Расцвет
  • Застой и распад

З типа исторических агентов:

  1. Позитивные (творцы великих цивилизаций)
  2. Негативные (разрушители великих цивилизаций – гунны, монголы, тюрки)
  3. Исторические агенты без творческого начала (этнографический материал)
Типы  цивилизаций
  1. Египетская
2.    Ассиро-вавилонская
3.    Китайская
  1. Индийская
5.     Персидская
6.     Еврейская
7.     Греческая
8.     Римская
9.     Арабская
10.Германо-романская 

(западная)

11.  Славянская

Информация о работе Лекции по "Социологии"