Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:09, лекция
Социология как наука
1. Объект и предмет социологии
История Западно- европейской социологии
Основные этапы развития социологии в России
Зарубежная социология ХХ века
Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон)
Базовые функции систем | Основные подсистемы (элементы) общества |
1. Адаптация к среде | 1. Экономическая подсистема |
2. Достижение целей | 2. Политическая подсистема |
3. Интеграция | 3. Социальная подсистема |
4. Самосохранение | 4. Культурная подсистема |
Понятие «дисфункция» (ввел Р.Мертон) – означает любые факторы и явления, препятствующие выполнению базовых функций системы
Зарубежная
социология хх века.
Конфликтологическое направление (Р.Дарендорф,
Л.Козер)
Р.Дарендорф
Л.Козер
Зарубежная
социология ХХ века
Микросоциологическое направление
Теория
обмена (Дж.Хоманс, П.Блау)
Принцип: люди
вступая во взаимодействие
друг с другом стремятся
уравновесить свои затраты
и вознаграждения
Теория
символического интеракционизма (Дж.Г.Мид)
Взаимодействие между
людьми – процесс в
котором люди отслеживают,
интерпретируют намерения
друг друга и реагируют
на них.
В
интерпретации намерений
ключевую роли играют
символические средства
общения – вербальные (речь,
интонация т т.д.) и невербальные (жесты)
Классификация
социологических теорий
Основные этапы развития социологии в России
1 этап – середина 19 века – 1918 год
В 1918-1919
году в Петроградском
университете создана
кафедра социологии,
введена ученая степень
по социологии, в 1919
году – социологический
институт, в 1920 в Петроградском
университете открыто
социологическое отделение
во главе с П.А.Сорокиным
2 этап - нач. 20х гг. – 50е гг. 20 века
(
идеологизация социологии)
3 этап – начало 60х годов ( возрождение социологии, масштабные прикладные социологические исследования, в 1960 году открыт социологический отдел при Институте философии РАН, в 1962 году создана советская социологическая ассоциация, в 1964 в МГУ открыта кафедра конкретно-социологических исследований, в 1969 – создан Институт
Позитивистское направление в отечественной социологии 19 века
Субъективная школа
Представители:
Главные проблемы:
Основные идеи:
Марксистское направление
Г.В.Плеханов (1856-1918) опирался на марксистскую методологию анализа общества:
В.И.Ленин (1870 -1924) написал работу «Развитие капитализма в России», где показывал закономерность возникновения капиталистических отношений в России и обосновывал идею неизбежности социалистической революции
Антипозитивиская традиция
Б.А.Кистяковский (1868-1920), В.М. Хвостов( 1868-1920), П.И.Новгородцев (1866-1924) и др.
Методологическая основа – неокантианство, отрицание натурализма и естественно-научных методов изучении общества.
Специфика общества состоит в психологическом взаимодействии индивидов, объект социологии - общность чувств, желаний и другие проявления коллективного сознания. Коллективный дух – фундамент общественной жизни.
Задача русской интеллигенции – создать общечеловеческие правовые идеалы и укоренить их в народном сознании.
Гл. работа Б.А.Кистяковского – «Социальные науки и право», анализ происхождения, видов и роли власти в обществе.
Концепция правового государства: право – принцип справедливости, высшая человеческая ценность, оно призвано ограждать личность от принуждения со стороны государства и группового давления
Интегральная социология П.А.Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)
Эсер, профессор Санкт-Петербургского университета
1918г. – депутат учредительного собрания
1919 создал первый в России факультет социологии в Петроградском университете
1922г. – выслан из СССР
Профессор Минессотского и декан социологического факультета Гарвардского университета США, после его смерти в США учреждена премия имени П.Сорокина за лучшую книгу по социологии
Автор классических работ по теории стратификации и социальной мобильности, социокультурной динамике
«Социология революции» П.Сорокина
Основополагающие принципы реформирования общества:
Социокультурная динамика П.Сорокина
Элементы социокультурных явлений:
Культурные суперсистемы
Чувственная
(Европа 16-20 век) |
Идеациональная
(Средние века 6-12 век) |
Идеальная
(интегральная) (Греция 5 век до н.э., Европа 13 век) |
Объективная
реальность и ее смысл
чувственны.
Главные ценности : богатство, комфорт, наслаждение, власть, слава Способ удовлетворения потребностей – изменение среды |
Истинная
реальность – сверхчувственна
Главные ценности: Бог, Дао, душа Основные потребности –духовные, способ их удовлетворения – изменение себя |
Истинная
реальность включает
чувственные, рациональные
и сверхчувственные
аспекты
Способ удовлетворения потребностей – изменение себя и мира |
Концепция развития цивилизаций Н.Я. Данилевского ( 1822-1885)
|