Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:12, реферат
Вопросам развития сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т.д
Введение……………………………………………………………………………..3
Особенности студенческого возраста……………………………………………5
Культурные потребности в студенческом возрасте……………………………6
Заключение……………………………………………...…………………………14
Список использованной литературы
В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами [8].
В ценностных ориентациях студенческой молодежи сейчас появляется ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о дифференциации потребностей в образовании. Прежде всего, это касается различий в целевых установках студенчества и профессорско-
Среди новых функций образования как социального института появляется не наблюдавшееся ранее направление, которое известно как рекреация. Значительная часть поступающей в вузы молодежи рассматривает образование в качестве условия, позволяющего спрятаться от многих тягот жизни, с которыми встречается молодой человек.
Это, прежде всего, более быстрое и устойчивое завоевание статусной позиции в обществе, а также легальная возможность иметь свободное время для каких-либо занятий и, не в последнюю очередь, — освобождение от службы в армии.
Происходящие изменения в образовательной деятельности, в практике вузовской работы делают учебу престижной, позволяют рассматривать ее как специфическую форму занятости молодежи.
Молодые люди находятся под двойным гнетом. С одной стороны на их выбор влияют условия жизни и учебы, а с другой — отсутствие социальных гарантий, делающих эти условия приемлемыми [8].
Если учесть, что в психологическом плане студенчество остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию группой, то последствия такого отношения к незанятости молодежи легко предсказать.
Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в жесткой взаимосвязи с учетом современных изменение в развитии российского государства [10].
Таким образом, молодежная проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая теория дальнейшего обогащения данными эмпирических исследований.
В нашей работе мы рассмотрели культурные потребности студенчества.
Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Как социальная группа студенчество выступает как часть молодежи, которая в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.
2. Антология культурологической мысли /сост. С.П.ю Мамонтов, А.С. Мамнтов. - М., 2001.
3. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.
5. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / - Спб, 1997
6. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
7. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
8. Кравченко А.И Введение в социологию. Учебное пособие. – М., «На Воробьевых», 1994.
9. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.
10. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. стр. 332
11. Уайт Л.А. Наука о культуре / Л.А. Уайт. Антология исследований культуры. - Спб, 2002.
12. Фортунатова, В.А. Человек в мире культуры / В.А. Фортунатова. - Н. Новгород: 1998
13. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
Информация о работе Культурные потребности в студенческом возрасте