Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:34, доклад
История понятия "культура" Появлению слова "культура" в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д.
История понятия "культура" Появлению слова "культура" в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. В английском языке слово culture первоначально имело смысл "развивать", "культивировать", хотя и с оттенком "служения", "почитания", при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение. Во французском, точнее в старофранцузском, латинское cultura преобразовалось в слово couture, позже приобретшее совершенно самостоятельное значение, и лишь затем в culture. Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений.
на рубеже XVIII - XIX веков
и началась многообразная и запутанная
современная история слова
Слово «культура» - латинского
происхождения, буквально обозначавшее
обработку, уход, улучшение, возделывание.
Впервые оно было упомянуто в трактате
Марка Порция Катона «Ре адп еиКига» (III
в. до н.э.), посвященном заботам землевладельца.
Однако, уже в I веке до н.э. знаменитый
римский оратор и публицист Марк Туллий
Цицерон (106 - 43 до н.э.) использует этот
термин в переносном смысле - как метафору
моральной философии, наделяя термин культура
прямо противоположным значением и понимая
под культурой деятельность духовно-нравственную,
мыслительную, интеллектуальную. В одном
из своих писем он говорит о «культуре
духа», Как видим, уже в античности складываются
два крайних смысловых полюса, Так, в Средние
века слово «культура», продолжая по традиции,
сложившейся ещё в Античности, употребляться
только в сло-восочетаниях, распространяется
практически уже на все сферы деятельности
человека, заполняя остававшееся свободным
про-межуточное смысловое пространство
между крайними значениями. Обозначая
отныне степень достигнутого мастерства
и совер-шенства в том или ином виде деятельности
(например, cultura juris
- выработка правил поведения, cultura scientiae
- усвоение науки, cultura literarum - совершенствование
письма), термин «культура» косвенным
образом начинает характеризовать степень
развития приобретённых человеком (мастером)
навыков и способностей. Позднее эта тенденция
будет подхвачена и всесторонне развита
эпохой Возрождения с характерными для
неё представлениями о человеке-творце
и созидателе.
Как таковое понятие «культура» начинает
активно разрабаты-ваться в историко-философской
литературе европейских стран со второй
половины XVII века, захватывая также весь
XVIII век - «век Просвещения» и первую половину
Х!Х века. Одна из важнейших тем, волновавших
европейскую общественную мысль в этот
период, сводилась к проблеме познания
«природы» человека, к проблеме поиска
его «сущности». Вот тут-то и оказался
как нельзя более кстати широко распро-странённый
в общественном сознании XVIII - XIX вв. латинский
термин cultura: он оказался наиболее подходящим
средством для выражения философской
идеи культуры как сферы развития «человечности»,
«человеческой природы», «человеческого
бытия», «человеческого начала в человеке»
в противоположность животному и природному
бытию потому, что в латинском языке слово
cultura, как было отмечено выше, означало
возделывание, обработку, улучшение почвы
и потому по самой своей сути изначально
было противоположно слову natura - природа.
Это - одна сторона дела.
Другая сторона дела касается того факта,
что становление философского понятия
культуры происходило не только по линии
осмысления антитезы «культура - натура»,
но и по линии разработки теоретической
оппозиции «культура - цивилизация». Дело
в том, что общественная мысль XVII-XVIII веков,
решая задачу постижения сущности истории
и выработки идеалов общественного развития,
вынуждена была в связи с этим использовать
наряду с понятием культура также понятие
цивилизации.
Термин «цивилизация» [< лат. civilis гражданский,
общественный] появился ещё в античную
эпоху как определение качественного
отличия античного общества (начинает
использоваться также и в обобщённой форме
- как характеристика высшей стадии развития
общества Использование термина культура
в значении цивилизации было важным шагом
на пути выработки универсального философского
понятия культуры: благодаря отождествлению
культуры с уровнем общественного развития
характеристики культуры впервые стали
распространяться на общество в целом.
Как видим, рождение философского понятия
культуры в общем и целом стало возможно
благодаря осознанию двух моментов: 1)
выделению культуры как особой реальности,
противостоящей природе, и в то же время
2) пониманию её как целостности, несводимой
к какой-то особой сфере общества, а охватывающей
собой решительно всё, что так или иначе
преобразовано, развито и создано совместной
деятельностью человека.
Т.е. культура представляет собой: - результат - процесс - деятельность - способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного) - отношения - норма - и, наконец, система. В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия "культура". - повседневный (или обыденный) - научный (специализированный) Рассмотрим первый уровень – обыденный . По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях: • Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). • Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.) • В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений ("культурный" человек в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении "опрятно прибранное, чистое функциональное пространство"). Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду общепринятые и устоявшиеся формы жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение). В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Такую классификацию создали американские ученые. Однако в российской культурологии также были ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из них является теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существует свыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода к определению культуры: - Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. Примеры определений данного подхода: Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард). Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер). - Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие "силы", направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Примеры определений данного подхода: Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский) Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Беккет). Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун). - Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как "содержание" или как "способ бытия" общества. Примеры определений данного подхода: Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель). Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер). Культура – это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин). Такова точка зрения Кертмана. Ну а кроме этого, новые определения культуры появляются в рамках каких-либо междисциплинарных исследований по культурологии. Изменяется подход к культуре – изменяется и рабочее определение.
4. Науки о культуре.
Специфика социологического
1) этнология и этнография
– науки, изуч. состав, происхождение,
расселение и культур-историч. взаимоотнош.
народов мира
2) культурная антропология – систематич.
культур. наука о к-рах обществ и эпох,
заним. сбором и анализом этнографич. материала.
3) соц. антропология – формулир. законы,
принципы и обобщения для моц. общностей
4) философия к-ры – иссл. сущность, ценности
и цели к-ры, ее условия и формы проявления
5) культурология – иссл. к-ру как систему,
целостность и как единый класс явлений
6) соц. к-ры –
спец. соц. теория, изуч. аспекты производства,
распространения, хранения и потребления
культур. ценностей. Соц. культ.
(Ионин) изуч. строение и функционирование
культуры в связи с соц. структурами, институтами
и применительно к конкретно историческим
ситуациям. Всепроникающий надзор власти,
характерный для современности, связан
со спецификой современного рационалистического
и технократического подхода к реальности.
Власть, осуществляя контроль, опирается
на знание. Само стремление к контролю
свойственно современному знанию, ориентированному
на преобразование реальности и эффективность
("знание-сила"), подразумевающему
такие процедуры, как наблюдение и исследование.
Анализ знания и власти, предпринятый
Фуко, обогатил сложившиеся представления
о логике культурных феноменов и культурной
специфике эпохи современности.
Джеффри Александера, сформулировавшего свой проект
"культурсоциологии"
или "культурной социологии". В контексте
культурсоциологии все "социальные
элементы" рассматриваются как опосредованные
"культурными кодами", культурными
значениями. Каждый элемент социальной
системы, каждое социальное действие могут
быть поняты как "текст". Задачей
"социального ученого" должно стать
описание и интерпретация "внутренней
жизни мира в терминах его значений".
Дж. Александер пишет: Культура есть окружающая
среда каждого действия, и наполнение
мира значениями есть вхождение в организованную
цепочку символических образцов, которые
действующие индивиды понимают многозначно.
Культурные множества состоят
из культурных кодов, образуя мощную структуру
символических отношений, независимых
от конкретной воли или речи социального
деятеля. Культурные коды, как и живой
язык, построены на знаках, содержащих
и означающее и означаемое. Технология,
например, является не только означаемым
объектом, к которому обращаются другие,
но и означающим, сигналом, внутренним
ожиданием. Значение знака устанавливается
в отношениях с другими означающими, а
системы знаков ведут к бесконечности
таких отношений…
Целью культурной социологии
является связь семиотических кодов с
социальной и психологической средой
в их действии. Одним из результатов концептуализации
такого феномена можно назвать теорию
дискурсов Мишеля Фуко, который представляет
их как символические множества, олицетворяющие
отношения в социальной системе по поводу
власти, солидарности и других организационных
форм" (20).
Среди влиятельных современных концепций социологии культуры следует назвать социологию культуры Пьера Бурдьё, творчество которого нередко относят и к структурализму, и к постструктурализму. Теоретическая база воззрений Бурдье включает также идеи К.Маркса и М.Вебера, Э.Кассирера, М.Фуко и других авторов. Социология культуры П. Бурдье – часть его общей социологии, важными понятиями которой являются "габитус", "поле" и "капитал". "Габитус" – динамический комплекс привычек, поведенческих реакций, организующих практику своего носителя. Габитус формируется под воздействием социальных условий – воспитания, классовой принадлежности, культурных норм и т.д. Габитус определяет, каким образом его носитель реагирует на внешние обстоятельства. "Поле" в концепции Бурдье – это более или менее автономная сфера деятельности, обладающая собственной внутренней логикой, своими "правилами игры", формирующая собственные цели.
Согласно Бурдье, поля иерархичны – одни охватывают более широкие области, чем другие. Так, политическое и экономическое поля более обширны, чем поля литературы и искусства. Это значит, что правила, действующие в более широких полях, действуют и в пределах полей частных, наряду с их собственными правилами, что значительно усложняет структуру отношений. Каждое поле включает совокупность позиций, определяющих характер взаимодействия внутри них. Каждое поле подразумевает свои "призы" и "ставки" в игре между индивидами и группами. В поле литературы это, например, признание, а в экономическом поле – материальные блага. Сходство между полями в том, что внутри всех их идет борьба за власть и специфический "капитал" (капитал – не только "приз", но и средство, индивиды, соперничая друг с другом, обладают разным капиталом, что определяет их шансы). Виды "капитала" различны: экономический капитал (деньги, материальны ресурсы), социальный капитал (выгодные связи, знакомства, влияние), символический капитал (престиж, слава, имя, происхождение), культурный капитал (образование, хорошее воспитание, знание). Культуру Бурдье анализирует в качестве "культурного поля", наделенного собственной логикой и подразумевающего специфические формы соперничества за специфический капитал. В ходе игры не только распределяются позиции и выстраиваются иерархии, но и формируются представления о культурных ценностях, о том, что должно считаться нормой или отклонением и т.д. Поле культуры включено в более широкие поля – политическое и экономическое, поэтому поле культуры подчиняется не только собственной логике, но и логике этих полей. Так, феномен коммерческой культуры демонстрирует проникновение логики экономических отношений в сферу культурного творчества. Феномен "заказной журналистики" демонстрирует вторжение логики политического поля в поле культуры. Опираясь на описанный подход, Бурдье анализирует многие аспекты существования и функционирования культуры.
Работы по социологии власти и политики, социальной стратификации общества и “символических капиталов” различных групп, искусства и массовой культуры.
Центральные идеи его культурологической
концепции — “культурный
Т.ПарсонсПомимо разработки общесоциологических
категорий занимался анализом вопросов
культуры. В работе “Социальная система”
(1951) анализировал место
и роль культуры в легитимном социальном
порядке. Оба явления автономны, но
тесно связаны с социальной структурой.
Социальная система включает социальную
структуру и три другие подсистемы, которые
функционально интегрированы между собой,
но одной из которых является культурная
подсистема. Каждая из трех подсистем
выполняет собственную важную функцию.
Например, экономическая выступает основой
приспособления к окружающей среде, а
семейная - обеспечивает социализацию
и заботу о детях, интегрируя их в общественное
целое.
Только культурная система дает обществу
цели и идеалы, к которым стремятся в своей
деятельности люди, и принципы, которые
позволяют им интегрироваться в единое
целое. По существу это означает, пишет
автор, что культура выполняет центральную
роль в обеспечении равновесия и внутреннего
гомеостазиса всей системы. Она формирует
жизненно важную для людей, как социальных
существ, символическую среду, которая
направляет действия социальных акторов,
помогает им кооперироваться между собой,
указывает, к каким именно целям следует
стремиться, какие действия для достижения
подобных целей приемлемы, а какие нет
и какой результат предпринятых усилий
надо считать успешным. Таким образом,
культура отвечает за создание системы
верований, ориентацию интересов и ценностей,
наконец, формирование идеологий (универсальных
для всех теоретических систем взглядов
и целей), которые главным образом и способствуют
наведению легитимного порядка в обществе.
Внутри культурной сферы П. выделил принцип
реципрокности (reciprocity), т.е. взаимности,
говорящий людям о тех обязанностях, которые
регулируют отношения между индивидом
и коллективом, формируя тем самым основу
для возникновения общей культуры.
В общем виде теория культуры П. сводится
к следующему: культура - это все духовные
и материальные достижения людей; они
результат общественно-обусловленных
действий на уровне двух систем: социальной
и собственно культурной. В основе первой
и более “низкой” из них, социальной,
лежат совместные действия людей, движимых,
не в последнюю очередь, целями своего
биологического самосохранения в условиях
определенной общественной среды. Здесь
каждый принцип стремится : а) адаптироваться
(приспособиться) к ней; б) достичь поставленных
перед собою задач; в) интегрироваться,
т. е. объединиться с др. индивидами; г)
воспроизводить уже найденные соц. структуры;
д) снимать с себя возникающие нервные
и физические напряжения. Во второй системе,
культурной, лишенной биологической обусловленности,
культура выступает как сложная система
символов и норм, которые постоянно изменяются
людьми в сторону их совершенствования.
П. в своих трудах стремится создать единую,
всеобъемлющую теорию общества, где важнейшим
его регулятором выступает культура с
ее нормативностью и символичностью.