Культура в социологическом понимании и её основные компоненты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе,автор даёт характеристику понятия культуры, ее основных элементов, и социальной культуры, а также рассматривает понятие и виды субкультуры и выделяет основные функции социальной культуры.

Содержание

Введение
1. Культура в социологическом понимании и её основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений
3. Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.80 Кб (Скачать)

Гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

Информационная  – функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;

Коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

Ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

Нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

                                   2.Закономерности в развитии культуры.

Социологи выделяют несколько  основных закономерностей в развитии культуры.

Зависимость типа культуры от природных и искусственных  условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальный), позитивной (продолжение  той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспекта:   а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике;

б) сами виды культуры развиваются  не равномерно. Так, сегодня при более  или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим  об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии  культуры экологической.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют  качественные изменения в науке  и технологии, открывающие новые  возможности для производства и  распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

  • Появление письменности, позволившее сохранить многие произведения культуры и обмениваться ими;
  • Изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;
  • Своевременные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.)

Существует несколько  источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре (социокультурная  динамика):

1. Культурная аккумуляция - накопление культурного потенциала, наследия. К.А. имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. К.А. представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В числе каналов К.А. называют музеи и библиотеки.

2. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через учение. На базе К.Т. формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Благодаря К.Т. каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.

3. Культурная интеграция

1) форма кросс-культурного  взаимодействия, при котором мигранты  полностью сохраняют свою культуру, одновременно проявляя терпимость  к культурным ценностям других  народов и частично усваивая  их;

2) взаимосвязь различных  частей культуры, когда они объединяются  в некую целостность. К. И. (единство  культуры) создается благодаря близости  или сходству основных элементов  культуры и различию неосновных, неглавных элементов. В том  и другом случае речь идет  об объединении разных элементов  (людей или артефактов) в единую  культурную систему.

Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам  генетической наследственности. Ею можно  овладеть лишь в ходе социального  наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс  формирования личности, прежде всего  как носителя, восприемника и продолжателя культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возможно, вам приходилось  наблюдать сцену, когда какой-то  идущий по улице человек громко  обсуждает с кем-то по мобильному  телефону свои проблемы. Вспомните  свою реакцию на его поведение:

а) вы испытывали неудобство в связи с тем, что невольно подслушали чужой разговор;

б) вас раздражал громкий  голос незнакомца;

в) вам было интересно  наблюдать за поведением этого человека;

г) вам было безразлично его поведение;

д) какие-то иные реакции  и мысли.

Задайте этот вопрос своим  знакомым. Какие реакции встречаются  чаще других? Объясните полученный результат с точки зрения наличия (или отсутствия) противоречия:

1) между доминирующими  культурными ценностями и ценностями, привносимыми новыми техническими  средствами;

2) между культурой (обычаи, традиции, нормы) и социальной (практические  цели, социальные связи и отношения)  составляющей в жизни общества.

В социологическом опросе приняло участие 43 человека.

Результаты опроса приведены  в таблице 1.

                                          Таблица 1.

Варианты

ответа

%, кол-во чел.

Пол

Возраст

Социальное

положение

Образование

А

4,65 %

2 чел

жен

55 л.

62 года

Продавец

Уборщица

Ср. спец.

ВО

Б

55,81 %

24 чел

жен

43-60

Кассир

Бухгалтер

Зав. складом

Инженер

Ср. техн.

ВО, ср. спец.

Ср. спец.

ВО, ср. спец.

муж

43-60

Инженер

Зам. директора

Директор

Зам. дир. по производству

ВО

ВО

ВО

ВО

В

2,33 %

1 чел

жен

57

Секретарь

ВО

Г

37,21 %

16 чел

жен

20-61

Зам. гл. бухгалтера

Гл. бухгалтер

Бухгалтер

ВО

ВО не законч.

ВО не законч.

муж

19-50

Зам. дир. по комерции

Гл. инженер

Гл. менеджер

Директор

Студент

3 ВО

ВО

ВО

ВО

ВО не законч.

Д

-

-

-

-

-


 

 Как видно из приведённых  данных, люди, занимающие более высокое  положение в обществе, независимо  от возраста, и очень молодые  люди практически не обращают  внимания на такой внешний  раздражитель как чей-то разговор  по мобильному телефону. Трудно  сказать, чем  это объясняется.  Возможно, занятостью своими проблемами, поглощённостью в свои мысли,  а возможно, воспитанием, которое  предписывает не подслушивать  чужие разговоры.

 Работники среднего  звена реагируют на громкий  разговор по телефону по-разному.  Он раздражает женщин со среднеспециальным  образованием и мужчин с высшим  образованием. Причём, чем больше  возраст респондента, тем болезненней он реагирует на предложенную ситуацию: их она не просто раздражает, а заставляет испытывать чувство неловкости оттого, что они невольно подслушивают, становятся свидетелями чужой личной жизни.

  И только один респондент признался, что ему интересно наблюдать за людьми, разговаривающими по сотовому телефону и слушать, о чём те говорят. Это женщина пенсионного возраста с высшим образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется  в вещественно-предметных и знаково-символических  формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического  опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, ее смыслы и  значения, технология и навыки могут  быть переданы другому человеку, другому  поколению.

Культура тем самым  выявляет еще один штрих своего социологического осмысления: как средство, метод  формирования прошлым, накопленным  опытом, традициями наших сегодняшних  представлений и более широко - нашей жизнедеятельности в настоящем. Культура это всегда континуум. Когда  мы говорим о культуре того или  иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над  его будущим, как бы заглядывая в  прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчеркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими  поколениями.

Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютизируем устойчивость и неизменность культуры. По крайней  мере, способность к саморазвитию, изменчивости - это важнейший признак  социокультурного процесса. Если в  культуре того или иного народа развиты  традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т.д., то в этом случае сама культурная традиция как  бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого малоразвиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьезные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие  социального риска блокируют  инновации.

 

 

 

Список литературы

1. Грушевицкая Т.Г., Попков  В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной  коммуникации: Учебник для вузов  (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006. - 352с.

2. Мечковская Н.Б. Социальная  лингвистика: Пособие для студентов  гуманит. вузов и учащихся лицеев. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 206 с.

3. Общая социологи: Учебное  пособие/Под общ. ред. Проф. А.Г  Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2004. (Серия высшее образование).

4. Социология. Учебник для  вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавришико.  – 3-е изд., пере. и доп. –  М.: ЮНИТИДАНА 2005г.

5. Социологи: Учебное пособие. / Под ред. П.С. Ешнима, Д.З. Мутагирова, И.Г. Скворцов – СПб.: Питер, 2004г.

6. Кравченко А.И. Культурология:  Учебное пособие для вузов. - 3-е  изд.- М.: Академический проект, 2001.

7. Белик А.А. Культурология.  Антропологические теории культур:  Учебное пособие. — М.: Изд-во  РГГУ, 2004. – 240 с.

 


Информация о работе Культура в социологическом понимании и её основные компоненты