Культура как фактор социальных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1.Социологическая сущность культуры, её базисные элементы, формы культуры…...4
2.Разнообрзие культур. Цивилизация и культура……………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………17
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

КР Социология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     2. По сферам жизнедеятельности  человека:

     а) культура семьи и культура производственного  коллектива;

     б) культура города и культура села и  т.д.

     Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.

     3. По наличию определенных социальных  общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

     4. Сообразно профессиональным общностям  - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

     5. По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

     6. Происхождение культуры, ее генезис  - этот аспект позволяет вести  речь о культуре народной и  профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.

     7. По степени общности логично  и целесообразно выделяется общая  культура, характерная для всего  общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного  рода занятий (профессии, специальности).

     Разумеется, перечисленные варианты деления  культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но значительно дополняют и конкретизируют друг друга. Графически данные виды культуры можно было бы выразить в виде «ромашки» из семи частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает основную сущность культуры, а несовпадающие секторы «лепестков» этой «ромашки» – характеризуют ее специфику на уровне конкретных явлений.

     Понятие цивилизация – это одно из самых  ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно  и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни  термин цивилизация употребляется  эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

     -          культурно-исторический тип (Данилевский,  Тойнби),

     -        смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

     -          взаимозависимость ментальности  и хозяйственного уклада (Вебер),

     -          логику эстетического развития (Бродель).

     Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и  развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

     Этапы становления соотношения между  цивилизацией и культурой:

     1.Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

     2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

     3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

     4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

     Типы  цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

     1. По типу хозяйственной деятельности

     ·         Земледельческая

     ·         Индустриальная

     2.В зависимости от контакта с другими цивилизациями

     ·         Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся  к расширению своих пределов

     ·         Закрытые (интравертные) 

     3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

     ·         Восточная

     ·         Западная

     ·         Промежуточная

     4. В зависимости от способа производства

     ·         Первобытная

     ·         Рабовладельческая

     ·         Феодальная

     ·         Буржуазная

     ·         Социалистическая

     Но  в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации  культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

     Для техногенной цивилизации характерно:

     1.   Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

     2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

     3.Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

     4.Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

     Для традиционной:

     1.Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

     2. Направленность человека на самосовершенствование;

     3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.

     Таким образом современная техногенная  цивилизация, которая все более  приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

     Немаловажную  роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире 
 

 

      Заключение 

     В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура - это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

     В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни  общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

     Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

     Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

 

      Список литературы 

     
  1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в  культуре // Культура, человек и картина  мира.- М.,1987.- 312 с.
  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – 300 с.
  3. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – 226 с.
  4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с.
  5. Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 267 с.
  6. Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская деловая литература, 2003. – 205 с.
  7. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.

Информация о работе Культура как фактор социальных изменений