Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:44, контрольная работа
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта).
1. Культура: формы культуры, взаимодействие культур.
- культура
- формы культуры
- взаимодействие культур
2. Список литературы.
Выделяют различные формы культуры.
По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.
Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.
Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.
Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.
Элитарная культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.
Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.
К
элитарной культуре можно отнести
авангардные направления в
Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.
Народная культура
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
Массовая культура
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
Субкультура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
Контркультура
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Культура в России
Состояние
духовной жизни современной России
можно охарактеризовать как переходное
от отстаивания ценностей, связанных
с попытками построения коммунистического
общества, к поиску нового смысла общественного
развития. Мы вышли на очередной
виток исторического спора
Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.
В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.
Взаимодействие культур
Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Т.к. подобные результаты подготавливаются постепенно, иногда незаметно, исподволь, то процессы взаимодействия – как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Выделяют разные уровни взаимодействия культур. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры.
Цивилизационный
уровень взаимодействия приобретает
спонтанно-исторические формы; однако
на этом уровне и прежде, и в настоящее
время возможны наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художествеными,
научными достижениями. В повседневной
практике общения стран и народов мира
чаще всего перекрещиваются процессы
и отношения, характерные для всех трех
уровней взаимодействия. В межкультурных
связях, особенно внутри полинационального
государства, принимают одновременное
участие как большие, так и малые нации,
имеющие свои административно-
Важное значение во взаимодействии культур
имеет его структура, т.е. те содержательные
направления и конкретные формы взаимного
обмена, через которые оно осуществляется.
Одной из наиболее древних и широко распространенных
форм взаимодействия выступает обмен
хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами;
устойчивым видом взаимодействия являются
межгосударственные отношения, полититические,
правовые связи. Под влиянием взаимодействия
культур весьма своеобразно могут происходить
изменения в языке, художественной или
религиозной практике взаимодействующих
народов, а также в их обычаях. Следует
учитывать и конкретный уровень взаимодействия–
осуществляются ли связи на уровне государства
или профессионально-корпоративных отношений,
обществ, организаций или через обыденную,
повседневную жизнь широких групп населения.
Различают также формы и принципы культурного
взаимодействия. В исторической практике
известны и мирные, добровольные способы
взаимодействия (в этом случае принципы
взаимодействия чаще всего нацелены на
равноправное сотрудничество), и принудительные,
или реализуемые в результате колониального,
военного завоевания формы взаимодействия
(в этом случае, как правило, доминирует
стремление к односторонней выгоде в процессе
взаимодействия). Практика международных
отношений выступает как особая, исторически
сложившаяся политическая форма регулирования
межкультурных контактов разных стран
между собой, в процессе которых могут
быть выработаны специальные органы и
объединения, осуществляющие более целеустремленную
и широкую политику взаимодействия разных
стран, в т.ч. в сфере собственно культурной
активности (например, в ООН такие цели
преследует деятельность ЮНЕСКО). Международные
отношения выступают не только формой
культурного взаимодействия, но они содержат
в себе и целую цепочку механизмов, посредством
которых оно осуществляется. Помимо механизмов,
действующих в рамках международных отношений,
в практике взаимодействия широко используется
система социальных институтов и механизмов
внутри самих культур. Важным механизмом
может выступать политика модернизации,
национальная и культурная политика, реализуемая
на уровне государства, а также внутри
отдельных производственно-корпоративных
структур, муниципальной власти, обществ,
организаций, культурно-национальных
объединений. Весьма неоднозначными
бывают результаты взаимодействия культур,
особенно если их анализировать в рамках
краткосрочной ретроспективы. Оценка
этих результатов – достаточно сложная
процедура, поскольку еще не выработаны
критерии, позволяющие говорить о безусловно
положит, или отрицательных последствиях
взаимодействия. Последнее утверждение
нельзя отнести к тем случаям, когда одна
культура начинает явно стагнировать
под влиянием взаимодействия с другой
и постепенно растворяется в ней или исчезает
без следа. Такой результат наиболее отчетливо
прослеживался и в прошлой, и в сегодняшней
практике на примере культур реликтового
или архаического типа, которые вплоть
до наших дней сохраняются в ряде регионов,
при их внезапном столкновении с культурами
современного типа. Подобные культуры
нередко оказываются не готовыми в сжатые
сроки, быстрыми темпами освоить те сложные
культурные формы жизнедеятельности,
которые им навязывает более динамичное
и дифференцированное культурное окружение
(индустриальные и постиндустриальные
культуры). В настоящее время достаточно
остро стоит проблема разрешения этого
противоречия: необходимо найти такие
способы адаптации подобных культур к
современности, чтобы, не подрывая их внутренней
сущности, попытаться сделать их контакты
с современным миром менее разрушительными.
Более сложным по результатам и последствиям
бывает взаимодействие между культурами,
не имеющими глубокого разрыва по типологическим
характеристикам, по способности к динамическим
изменениям, по уровню внутренней дифференциации.
Распространение в культуре удобных для
работы орудий труда, современных технологий,
новых оценочных критериев повседневного
поведения людей, взятых из инокультурного
опыта, не может быть признано позитивным
или негативным, пока не станет ясно, какое
именно воздействие оказали те или иные
заимствования на глубинные качества
культурной жизни данного народа. Новые
предметы и явления культурной практики
должны быть оценены не сами по себе, но
лишь с позиций того, насколько они помогли
данной культуре адаптироваться к изменениям
внешнего мира, развить ее творческой
потенции. В каждой культуре имеется система
защитных механизмов, способных предохранить
ее от слишком интенсивного инокультурного
воздействия: таковы механизмы сохранения
и воспроизводства своего предшествующего
опыта и традиций, формирования у людей
чувства культурной идентичности и др.
Информация о работе Культура: формы культуры, взаимодействие культур