Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:26, контрольная работа
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни. Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию"
Введение
Социологический анализ явления культуры………………………………..4
1.1 Понятие культуры………………………………………………………...4
Функции и формы культуры……………………………………………..5
Культура как системное образование…………………………………...8
Роль культуры в жизни человека. ………………………………………….14
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека………………………14
Социализация личности…………………………………………………18
Культура как один из важнейших методов социализации
личности………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….....22
Библиографический список………………………
Министерство образования и науки РФ
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Контрольная работа по дисциплине
социальная педагогика
на тему: «Культура. Факторы и условия формирования социальной культуры личности»
2012
Содержание
Введение
личности…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………......
Введение.
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни. Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.
В
настоящее время существует около
300 вариантов определения
Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла:
1)
общий процесс
2)
состояние общества, основанного
на праве, порядке,
3)
особенности образа жизни
4)
формы и продукты
Характерная особенность социологии культуры
заключается в том, что она обнаруживает
и анализирует закономерности социокультурных
изменений, изучает процессы функционирования
культуры в связи с социальными структурами
и институтами.
С точки зрения социологии, культура является
общественным фактом. Она охватывает все
представления, идеи, мировоззрения, убеждения,
верования, которые активно разделяются
людьми, либо пользуются пассивным признанием
и воздействуют на социальное поведение.
Ввиду
многогранности понятия культура существует
несколько сот его определений.
Мы будем использовать одно из них:
культурой называется система ценностей,
представлений о мире и правилах
поведения, общих для людей, связанных
определенным образом жизни. [1]
1.2 Функции и формы культуры.
Культура
выполняет многообразные и
Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование
поведения личности. Если бы не было
норм, правил, поведение человека стало
бы практически неуправляемым, хаотичным
и бессмысленным.
Тесно связана с социализацией
Сложность понимания феномена культуры
заключается также и в том, что в любой
культуре имеются разные ее пласты, ответвления,
срезы.
В большинстве европейских обществ к началу
XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература - создавалась
и воспринималась элитой.
Народная
культура, включавшая сказки, фольклор,
песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты
каждой из этих культур были предназначены
для определенной публики, и эта традиция
редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации произошло стирание
различий между высокой и народной культурой.
Так возникла
массовая культура, которая не связана
с религиозными или классовыми субкультурами.
Средства массовой информации и массовая
культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда
ее продукты стандартизируют и распространяют
среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество
подгрупп, имеющих различные культурные
ценности и традиции. Система норм и ценностей,
отличающих группу от большинства общества,
называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием
таких факторов, как социальный класс,
этническое происхождение, религия и место
жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на
формирование личности членов группы.
Термин “субкультура” не означает, что
та или иная группа выступает против культуры,
господствующей в обществе. Однако во
многих случаях большинство общества
относится к субкультуре с неодобрением
или недоверием. Эта проблема может возникнуть
даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно
стремиться выработать нормы или ценности,
которые противоречат основным аспектам
господствующей культуры. На основе таких
норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе
- богема, а наиболее яркий пример в ней
- хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной
длительных и неразрешимых конфликтов
в обществе. Однако иногда они проникают
в саму господствующую культуру. Длинные
волосы, изобретательность в языке и одежде,
употребление наркотиков, характерные
для хиппи, получили широкое распространение
в американском обществе, где главным
образом через средства массовой информации,
как часто бывает, эти ценности стали менее
вызывающими, поэтому привлекательными
для контркультуры и, соответственно,
менее угрожающими для культуры господствующей.
[4]
С
точки зрения социологии, в культуре
можно выделить две основные части
— культурную статику и культурную
динамику. Первая описывает культуру
в состоянии покоя, вторая — в
состоянии движения. Культурная статика
— это внутреннее строение культуры,
т. е. совокупность базисных элементов
культуры. Культурная динамика включает
те средства, механизмы и процессы,
которые описывают
Совокупность
нематериальных элементов культуры
образует духовную культуру. В духовную
культуру включаются нормы, правила, образцы,
эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы,
мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык,
литература, искусство. Духовная культура
существует в нашем сознании не только
как представление о нормах поведения,
но и как песня, сказка, былина, шутка,
пословица, народная мудрость, национальный
колорит бытия, менталитет. В культурной
статике элементы разграничены во времени
и пространстве. Географический район,
внутри которого разные культуры имеют
сходство в главных чертах, называют культурным
ареалом. При этом границы культурного
ареала могут не совпадать с государственными
или с рамками данного общества.
Часть материальной и духовной культуры,
созданной прошлыми поколениями, которая
выдержала испытание временем и передается
следующим поколениям как нечто ценное
и почитаемое, составляет культурное наследие.
Культурное наследие играет чрезвычайно
важную роль в периоды кризисов и нестабильности,
выступая как фактор сплочения нации,
средство объединения. Каждый народ, страна,
даже некоторые группы общества имеют
свою культуру, в которой может быть масса
черт, не совпадающих с той или иной культурой.
На земле существует великое множество
различающихся культур. И все-таки социологи
выделяют общие черты, свойственные всем
культурам - культурные универсалии.
Уверенно называют более нескольких десятков
культурных универсалий, т.е. элементов
культуры, которые присущи всем культурам
независимо от географического места,
исторического времени и социального
устройства общества. В культурных универсалиях
можно вычленить элементы культуры, связанные,
так или иначе, с физическим здоровьем
человека. Это возрастные особенности,
спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты,
запрет кровосмешения, акушерство, обращение
с беременными, послеродовой уход, отучение
ребенка от груди.
К культурным универсалиям относятся
и общечеловеческие нормы нравственности:
уважение старших, различение добра и
зла, милосердие, обязанность прийти на
помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное
отношение к природе и ко всему живому,
забота о младенцах и воспитание детей,
обычай дарить подарки, нормы морали, культура
поведения.
Отдельную весьма важную группу составляют
культурные универсалии, связанные с организацией
жизни индивидов: кооперация труда и разделение
труда, общинная организация, приготовление
пищи, торжественные празднества, традиции,
добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия,
гостеприимство, домохозяйство, гигиена,
запрет кровосмешения, правительство,
полиция, карательные санкции, закон, право
собственности, право наследования, родственные
группы, номенклатура родственников, язык,
магия, брак, семейные обязанности, время
принятия пищи, медицина, благопристойность
в отправлении естественных надобностей,
траур, число, личное имя, умилостивление
сверхъестественных сил, обычаи, связанные
с наступлением половой зрелости, религиозные
ритуалы, поселенческие правила, сексуальные
ограничения, статусная дифференциация,
изготовление орудий труда, торговля,
хождение в гости.
Среди культурных универсалий можно выделить
и специальную группу, в которой отражаются
взгляды на мир и духовная культура: учение
о мире, время, календарь, учение о душе,
мифология, гадание, суеверия, религия
и различные верования, вера в чудесные
исцеления, толкование снов, пророчества,
наблюдение за погодой, образование, художественное
творчество, народные промыслы, фольклор,
народные песни, сказки, сказания, легенды,
шутки.
Почему возникают культурные универсалии?
Это связано с тем, что люди, в какой бы
части света они ни жили, физически устроены
одинаково, они имеют одни и те же биологические
потребности и сталкиваются с общими проблемами,
которые ставят перед ними условия жизни.
Каждая культура
имеет стандарты «правильного»
поведения. Для того чтобы жить в
обществе, люди должны уметь общаться
и сотрудничать друг с другом, а это значит,
что они должны иметь представление о
том, как правильно поступать, чтобы быть
понятым и добиться согласованных действий.
Поэтому общество создает определенные
шаблоны поведения, систему норм — образцов
правильного или подобающего поведения.
Культурная норма является системой поведенческих
ожиданий, образом того, как люди должны
действовать. Нормативная культура —
это система социальных норм или стандартов
поведения, которым .члены общества следуют
более или менее точно. [2]
При этом нормы проходят в своем развитии
несколько этапов: они возникают, получают
одобрение и распространение в обществе,
стареют, становятся синонимом рутины
и косности и их заменяют другими, которые
более соответствуют изменившимся условиям
жизни.
Одни нормы заменить не трудно, например,
этикетные нормы. Этикет - это правила
учтивости, правила вежливости, которые
в каждом обществе и даже в каждом сословии
различаются. Этикетные нормы мы легко
можем обойти. Но есть нормы, которые изменить
чрезвычайно сложно, потому что эти правила
регулируют важные для общества сферы
человеческой деятельности. Таковы государственные
законы, религиозные традиции и др. Рассмотрим
основные типы норм в порядке повышения
их общественной значимости.
Обычаи — это традиционно установившийся
порядок поведения, набор работоспособных
образцов, стандартов, которые позволяют
членам общества наилучшим образом взаимодействовать
как с окружающей средой, так и друг с другом.
Это не индивидуальные, а коллективные
привычки, способы жизни народа, элементы
повседневной, обыденной культуры. Новые
поколения воспринимают обычаи путем
бессознательного подражания или сознательного
обучения. С детского возраста человек
окружен множеством элементов обыденной
культуры, поскольку он постоянно видит
перед собой эти правила, они становятся
для него единственно возможными и приемлемыми.
Ребенок усваивает их и, становясь взрослым,
относится к ним как к само собой разумеющимся
явлениям, не задумываясь об их происхождении.
У каждого народа, даже в наиболее примитивных
обществах, имеется множество обычаев.
Обычаи гостеприимства, празднования
Рождества, уважения к старшим и другие
— это одобренные обществом массовые
образцы поведения, которые рекомендуется
выполнять. Если люди нарушают обычаи,
это вызывает общественное неодобрение,
порицание, осуждение.
Если привычки и обычаи переходят от одного
поколения к другому, они становятся традициями.
Первоначально это слово означало «предание».
Традиционными могут стать подъем национального
флага на празднике, исполнение гимна
страны во время чествования победителя
на соревновании, встречи однополчан в
день победы, чествование ветеранов труда
и т. д.
У каждого человека, кроме того, имеется
много индивидуальных привычек. Привычки
сложились в результате многократного
повторения, в них находит выражение и
культурный уровень данного человека,
и его духовные запросы, и уровень исторического
развития общества, в котором он живет.
Большинство привычек не встречает со
стороны окружающих ни одобрения, ни порицания.
Но есть и так называемые вредные привычки,
они свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры относятся к этикету, или правилам
вежливости. Если привычки формируются
стихийно, под влиянием условий жизни,
то хорошие манеры необходимо воспитывать.
В советское время этикет не преподавали
ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазным
вздором, «вредным» для народа. Нет этикета
в официально утвержденных программах
вузов и школ и сегодня. Поэтому грубые
манеры стали повсеместной нормой.
Разновидностью обычаев являются церемония
и ритуал. Церемония — это последовательность
действий, имеющих символическое значение
и посвященных празднованию какого-либо
важного для группы события.
Ритуал — это выработанный обычаем и строго
установленный порядок совершения чего-либо,
который призван драматизировать данное
событие, вызвать у зрителя благоговейный
трепет.
Нравственные, или моральные нормы определяют
отношения людей друг к другу на основе
различения добра и зла. Нравственные
нормы люди выполняют, опираясь на собственную
совесть, общественное мнение и традиции
общества. [2]
Нравы — это особенно оберегаемые, высоко
чтимые обществом массовые образцы действий.
Нравы отражают моральные ценности общества.
Каждое общество имеет свои нравы, или
мораль.
Особой формой нравов является табу. Табу
— это абсолютный запрет какого-либо действия.
В современном обществе табу накладывается
на кровосмешение, каннибализм, осквернение
могил или оскорбление чувства патриотизма.
Совокупность правил поведения, связанных
с понятием достоинства личности, составляет
так называемый кодекс чести.
Если нормы и обычаи начинают играть особенно
важную роль в жизни общества, тогда они
становятся институциональными и возникает
социальный институт. Это экономические
институты, банки, армия и др. Нормы и правила
поведения здесь специально разрабатываются
и оформляются в кодексы поведения и строго
соблюдаются.
Некоторая часть норм является настолько
важной для жизнедеятельности общества,
что они оформляются как законы; на страже
законов стоит государство в лице его
специальных силовых структур, таких как
милиция, суд, прокуратура, тюрьма.
Как системное образование культура и
ее нормы принимают все члены общества;
это доминирующая, всеобщая, господствующая
культура. Но в каждом обществе выделяются
некоторые группы людей, которые не принимают
доминирующую культуру, а образует свои
нормы, которые отличаются от общепринятых
образцов и даже бросают ей вызов. Такова
контркультура. Контркультура вступает
в конфликт с господствующей культурой.
Тюремные нравы, стандарты поведения в
шайке бандитов, группы хиппи — это ярко
выраженные примеры контркультуры.
В обществе могут существовать и другие,
менее агрессивные культурные нормы, которые
не разделяются всеми членами общества.
Различия людей, связанные с возрастом,
национальностью, родом занятий, полом,
особенностями географической среды обитания,
профессией, приводят к возникновению
специфических культурных образцов, которые
составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов»,
«жизнь северян», «армейская жизнь», «богема»,
«жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»—
примеры жизни индивида в рамках определенной
субкультуры.
2.
Роль культуры в жизни
2.1 Формы проявления культуры в жизни человека.
Культура
играет в жизни человека весьма противоречивую
роль. С одной стороны, она способствует
закреплению наиболее ценных и полезных
образцов поведения и передаче их
последующим поколениям, а также
другим группам. Культура возвышает
человека над миром животных, создавая
духовный мир, она способствует человеческому
общению. С другой стороны, культура
способна с помощью нравственных
норм закрепить несправедливость и
суеверия, бесчеловечное поведение.
Кроме того, все созданное в
рамках культуры для покорения природы
может быть применено в целях
уничтожения людей. Поэтому важно
изучить отдельные проявления культуры,
чтобы получить возможность снизить
напряженность во взаимодействии человека
с порожденной им культурой.
Этноцентризм.
Существует известная истина, что для
каждого человека земная ось проходит
через центр его родного города или деревни.
Американский социолог Уильям Саммер
назвал этноцентризмом такой взгляд на
общество, при котором определенная группа
считается центральной, и все другие группы
соизмеряются и соотносятся с ней.
Этноцентризм делает нашу культуру эталоном,
с которым мы соизмеряем все другие культуры:
по нашему мнению, они будут хороши или
плохи, высоки или низки, правильны или
ложны, но всегда по отношению к нашей
собственной культуре. Это проявляется
в таких позитивных выражениях, как "избранный
народ", "истинное учение", "сверхраса",
и в негативных - "отсталые народы",
"примитивная культура", "грубое
искусство".
В какой-то степени этноцентризм присущ
всем обществам, и даже отсталые народы
в чем-то чувствуют свое превосходство
над всеми остальными. Не только общества,
но и большинство социальных групп (если
не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные
исследования организаций, проведенные
социологами разных стран, показывают,
что люди склонны переоценивать собственные
организации и при этом недооценивать
все другие. Этноцентризм - всеобщая человеческая
реакция, затрагивающая все группы в обществе
и почти всех индивидов. Правда, в этом
вопросе могут быть исключения, например:
евреи-антисемиты, аристократы-революционеры,
негры, выступающие против негров по вопросам
ликвидации расизма. Очевидно, однако,
что такие явления можно считать уже формами
отклоняющегося поведения.
Возникает естественный вопрос: этноцентризм
- это негативное или позитивное явление
в жизни общества? Трудно ответить на этот
вопрос четко и однозначно. Попытаемся
определить положительные и отрицательные
моменты в таком сложном культурном явлении,
как этноцентризм, Прежде всего следует
отметить, что группы, в которых существуют
явно выраженные проявления этноцентризма,
как правило, более жизнеспособны, чем
группы, полностью терпимые к другим культурам
или субкультурам. Этноцентризм сплачивает
группу, оправдывает жертвенность и мученичество
во имя ее благосостояния; без него невозможно
проявление патриотизма. Этноцентризм
- необходимое условие появления национального
самосознания и даже обычной групповой
лояльности. Конечно, возможны и крайние
проявления этноцентризма, например национализм.
Однако в большинстве случаев этноцентризм
проявляется в более терпимых формах,
и его основная установка такова: я предпочитаю
мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые
обычаи и нравы других культур могут быть
в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с
явлением этноцентризма практически ежедневно,
когда сравниваем себя с людьми другого
пола, возраста, представителями других
организаций или других регионов, во всех
случаях, когда имеются различия в культурных
образцах представителей социальных групп.
Всякий раз мы ставим себя в центр культуры
и рассматриваем другие ее проявления,
как бы примеряя их на себя.
Этноцентризм может быть искусственно
усилен в какой-либо группе с целью противостояния
другим группам при конфликтном взаимодействии.
Уже одно упоминание об опасности, например,
для существования какой-либо организации,
сплачивает ее членов, повышает уровень
групповой лояльности и этноцентризма.
Периоды напряженности в отношениях между
нациями или национальностями всегда
сопровождаются повышением интенсивности
этноцентристской пропаганды. Возможно,
это связано с подготовкой членов группы
к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Говоря о той значительной роли, которую
этноцентризм играет в процессах групповой
интеграции, в сплочении членов групп
вокруг определенных культурных образцов,
следует отметить и его консервативную
роль, негативное влияние на развитие
культуры. Действительно, если наша культура
лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать,
изменять и тем более заимствовать из
других культур? Опыт показывает, что подобная
точка зрения может значительно замедлить
процессы развития, протекающие в обществе
с очень высоким уровнем этноцентризма.
Этноцентризм может также быть инструментом,
действующим против изменений внутреннего
устройства общества. Так, привилегированные
группы считают свое общество самым лучшим
и справедливым и стремятся внушить это
другим группам, поднимая тем самым уровень
этноцентризма.
Культурный
релятивизм. Если члены одной социальной
группы будут рассматривать культурные
обычаи и нормы других социальных групп
только с точки зрения этноцентризма,
то прийти к пониманию и взаимодействию
очень сложно. Поэтому существует подход
к другим культурам, который смягчает
действие этноцентризма и позволяет находить
пути к сотрудничеству и взаимному обогащению
культур различных групп. Одним из таких
подходов считается культурный релятивизм.
Его основой служит утверждение, что члены
одной социальной группы не могут понять
мотивов и ценностей других групп, если
они анализируют эти мотивы и ценности
в свете своей собственной культуры. Для
того чтобы достичь понимания, понять
другую культуру, нужно связать ее конкретные
черты с ситуацией и особенностями ее
развития. Каждый культурный элемент должен
соотноситься с особенностями той культуры,
частью которой он является. Ценность
и значение этого элемента может рассматриваться
только в контексте определенной культуры.
То же можно сказать и о других, более сложных
культурных элементах и о комплексах,
которые они составляют. Культурные комплексы,
касающиеся женской красоты и роли женщины
в жизни общества, различны в разных культурах.
Важно только подойти к этим различиям
не с точки зрения доминирования "нашей"
культуры, а с точки зрения культурного
релятивизма, т.е. признавая за другими
культурами возможности иных, отличных
от "наших" интерпретаций культурных
образцов и осознавая причины таких модификаций.
Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична,
но помогает сближению и развитию различных
культур.
Нужно понять основное положение культурного
релятивизма, согласно которому определенные
элементы отдельной культурной системы
являются правильными и общепринятыми
потому, что они хорошо себя зарекомендовали
именно в этой системе; другие же считаются
неправильными и ненужными потому, что
их применение порождало бы болезненные
и конфликтные последствия только в данной
социальной группе или только в данном
обществе. Самый рациональный путь развития
и восприятия культуры в обществе - сочетание
черт и этноцентризма, и культурного релятивизма,
когда индивид, испытывая чувство гордости
за культуру своей группы или общества
и высказывая приверженность основным
образцам этой культуры, в то же время
способен понять другие культуры, поведение
членов иных социальных групп, признавая
их право на существование.
Информация о работе Культура. Факторы и условия формирования социальной культуры личности