Кто такие социальные сироты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Сирота́ — человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Работа содержит 1 файл

кто такие социальные сироты.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

     Таблица 1.1

Устройство  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч  человек 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей 49,1 59,2 81,4 113,3 105,5 110,9 113,9 123,2
Из  них были устроены:
В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские  дома семейного типа 11,1 10,4 21,8 32,1 30,7 33,9 34,9 36,2
Под опеку (попечительство) на усыновление 37,4 48,2 58,2 77,3 73 68 67,7 74,3
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение 0,8 0,7 0,8 1,4 1,6 1,3 1,78 2,2
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей 412,4 414,5 460,4 533,1 596,9 620,1 636,9 662,6
 

     Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Учтено  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 411,9 414,5 460,4 533,1 596,8 620,1 636,9 662,5
из  них находятся  на воспитании в семьях:
под опекой (попечительством) 170,5 180,3 201,4 252,5 293,5 303,9 312,3 329
на  усыновлении 128 131,2 141,5 139,8 144,8 146,8 151,2 153,5
В домах  ребенка 4,27 5,1 9,16 10,46 11,7 12,8 13,5 14,1
В детских  домах 37,7 35,5 37,7 50,5 61,3 61,9 62 67,7
В школах-интернатах для детей-сирот 27,4 22,9 22 25,8 25,5 24,8 23,8 23,3
В школах-интернатах общего типа 6 4,9 3,9 4,3 6,7 8,4 8,7 9,1
В домах-интернатах     13,56 15,49 14,9 15,3 15,2 15,3
В школах-интернатах для детей с ограниченными  возможностями здоровья 38,1 34,5 31,2 34,2 38,4 39,4 41 40,7

     В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.

     Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право  ребенка на воспитание в семье  приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка  и детские дома .

     Решить  проблему семейного воспитания в  некоторой степени помогли детские  дома семейного типа, появившиеся  в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда  в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие  отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление.

     В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного  воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного  типа. В постановлении Правительства  от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного  типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

     В 2000 году в России функционировал 61 детский  дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них  действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский  дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы  на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

     Данные  исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи  испытывают материальные трудности. В  некоторых регионах пособия на детей  и зарплаты родителям приемных семей  выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые  по закону не имеют права подрабатывать  и оставлять своих детей без  присмотра, буквально оставались без  средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.

     В последнее десятилетие в России стала развиваться система патроната. Беспризорный или лишенный родителей  ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право  получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько  отборочных туров, среди которых - ролевые  игры и различные психологические  тренинги.

     Устройство  детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские  дома, школы-интернаты, является одной  из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (см. таблица 1.3).

     За  последние 10 лет несколько снизилось  количество домов ребенка, но увеличилось  число воспитывающихся в них  детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показывают результаты исследований некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате. 

     Таблица 1.3 - Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Количество  домов ребенка 265 253 252 251 249 248 254
в них  детей, тысяч человек 18,5 17,7 18,3 18,1 19,3 19,3 19,3
Количество  детских домов 564 606 820 1094 1122 1187 1244
в них  детей, тысяч человек 42,4 42 55,4 67,3 67 68,9 72,3
Детские дома-школы       69 86 85
в них  детей, тысяч человек       7,7 9,7 10,3
Количество  детских домов семейного типа 280 348 347 379 44 61
в них  детей, тысяч человек 1,8 2,3 2,3 2,6 0,3 0,5
Количество  школ-интернатов общего типа 645 637 628 646
в них  детей, тысяч человек 155,6 163,2 161,2 160,6
из  них:
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 161 143 151 158 157 155 157
в них  детей, тысяч человек 29,3 24,4 28 28,8 27,4 26,9 26,5
Количество  школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического  развития 1494 1481 1473 1450 1439 1442 1420
в них  детей, тысяч человек 242,1 200,3 199,5 202,8 203 201 198,2
из  них:
школы-интернаты  для сирот 142 157 178 177 190 198 203
в них  детей, тысяч человек 21,7 19,9 21,6 22,9 23,4 25 25,9
 

     Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому  в 90-х годы в России стала развиваться  система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища  детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей  и подростков. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей  из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом  предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения  родителей, не соблюдается (например, в  Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству  новых детских учреждений, а с  другой, - к поиску более совершенных  форм устройства детей. [18, стр. 217]

     В последние годы появились давно  не практиковавшиеся в России формы  поддержки детей, например, такие  как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время  Великой Отечественной войны). Одним  из первых "детский взвод" без  законодательной основы появился в  Нарофоминском гарнизоне, затем  в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в  воинские части в качестве воспитанников  могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка  на воспитание в воинскую часть имеет  добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные  или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

     Появились и другие инициативы. С 2001 году в  Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.

     В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.

Информация о работе Кто такие социальные сироты