Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:44, реферат
Сирота́ — человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим еще совершеннолетия.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Таблица 1.1
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей | 49,1 | 59,2 | 81,4 | 113,3 | 105,5 | 110,9 | 113,9 | 123,2 |
Из них были устроены: | ||||||||
В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа | 11,1 | 10,4 | 21,8 | 32,1 | 30,7 | 33,9 | 34,9 | 36,2 |
Под опеку (попечительство) на усыновление | 37,4 | 48,2 | 58,2 | 77,3 | 73 | 68 | 67,7 | 74,3 |
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,78 | 2,2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 412,4 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,9 | 620,1 | 636,9 | 662,6 |
Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 411,9 | 414,5 | 460,4 | 533,1 | 596,8 | 620,1 | 636,9 | 662,5 |
из них находятся на воспитании в семьях: | ||||||||
под опекой (попечительством) | 170,5 | 180,3 | 201,4 | 252,5 | 293,5 | 303,9 | 312,3 | 329 |
на усыновлении | 128 | 131,2 | 141,5 | 139,8 | 144,8 | 146,8 | 151,2 | 153,5 |
В домах ребенка | 4,27 | 5,1 | 9,16 | 10,46 | 11,7 | 12,8 | 13,5 | 14,1 |
В детских домах | 37,7 | 35,5 | 37,7 | 50,5 | 61,3 | 61,9 | 62 | 67,7 |
В школах-интернатах для детей-сирот | 27,4 | 22,9 | 22 | 25,8 | 25,5 | 24,8 | 23,8 | 23,3 |
В школах-интернатах общего типа | 6 | 4,9 | 3,9 | 4,3 | 6,7 | 8,4 | 8,7 | 9,1 |
В домах-интернатах | 13,56 | 15,49 | 14,9 | 15,3 | 15,2 | 15,3 | ||
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья | 38,1 | 34,5 | 31,2 | 34,2 | 38,4 | 39,4 | 41 | 40,7 |
В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.
Россия,
ратифицировав Конвенцию о
Решить
проблему семейного воспитания в
некоторой степени помогли
В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.
В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.
Данные исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности. В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.
В
последнее десятилетие в России
стала развиваться система
Устройство
детей в государственные
За
последние 10 лет несколько снизилось
количество домов ребенка, но увеличилось
число воспитывающихся в них
детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких
домов и детей в них можно говорить о разукрупнении
этих учреждений. Тем не менее, до сих пор
в России есть детские дома, в которых
воспитывается и обучается более 100 детей.
Такую систему организации жизни детей
никак нельзя назвать приближенной к семье.
Кроме этого, как показывают результаты
исследований некоторые дети меняют более
пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются
родственные связи между братьями и сестрами,
если детей разных возрастов помещают
в разные учреждения: брата или сестру
могут перевести в коррекционное учебное
заведение; одного из детей могут перевести
в другое учебное заведение в качестве
наказания за плохое поведение или учебу.
Иногда подросток имеет несколько братьев
или сестер, и все они воспитываются в
разных местах: у родственников, в других
государственных учреждениях. Некоторые
дети называли до восьми мест, где находятся
их братья и сестры, у 12,2% детей брат или
сестра воспитываются в другом детском
доме или школе-интернате.
Таблица 1.3 - Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Количество домов ребенка | 265 | 253 | 252 | 251 | 249 | 248 | 254 |
в них детей, тысяч человек | 18,5 | 17,7 | 18,3 | 18,1 | 19,3 | 19,3 | 19,3 |
Количество детских домов | 564 | 606 | 820 | 1094 | 1122 | 1187 | 1244 |
в них детей, тысяч человек | 42,4 | 42 | 55,4 | 67,3 | 67 | 68,9 | 72,3 |
Детские дома-школы | … | 69 | 86 | 85 | |||
в них детей, тысяч человек | … | 7,7 | 9,7 | 10,3 | |||
Количество детских домов семейного типа | 280 | 348 | 347 | 379 | … | 44 | 61 |
в них детей, тысяч человек | 1,8 | 2,3 | 2,3 | 2,6 | … | 0,3 | 0,5 |
Количество школ-интернатов общего типа | … | 645 | 637 | 628 | … | 646 | … |
в них детей, тысяч человек | … | 155,6 | 163,2 | 161,2 | … | 160,6 | … |
из них: | |||||||
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 161 | 143 | 151 | 158 | 157 | 155 | 157 |
в них детей, тысяч человек | 29,3 | 24,4 | 28 | 28,8 | 27,4 | 26,9 | 26,5 |
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития | 1494 | 1481 | 1473 | 1450 | 1439 | 1442 | 1420 |
в них детей, тысяч человек | 242,1 | 200,3 | 199,5 | 202,8 | 203 | 201 | 198,2 |
из них: | |||||||
школы-интернаты для сирот | 142 | 157 | 178 | 177 | 190 | 198 | 203 |
в них детей, тысяч человек | 21,7 | 19,9 | 21,6 | 22,9 | 23,4 | 25 | 25,9 |
Действующая
система устройства и воспитания
детей-сирот не могла справиться
с их возрастающим количеством. Поэтому
в 90-х годы в России стала развиваться
система приютов. Для оперативного
временного предоставления убежища
детям, лишившимся родительского попечения,
с 1993 года в каждом субъекте Российской
Федерации открываются
В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.
Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.
В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.