Криминологическая характеристика Саратовской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:15, дипломная работа

Описание работы

Саратовская область расположена на юго-востоке европейской части РФ, в северной части Нижнего Поволжья. На севере она граничит с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке — с Самарской, на востоке — с Оренбургской, на юго-востоке — с Уральской областью, Казахстаном, на юге — с Волгоградской и на западе — с Воронежской и Тамбовской областями.
Площадь области 100,2 тысячи квадратных километров. Область расположена между 50 и 53° северной широты. С запада на восток территория ее между 42 и 51° восточной долготы вытянута на 575 километров.
Саратовская область делится на 36 административных районов, из них 19 районов (46,2%тысячи квадратных километров) расположены к западу от Волги и 17 районов (54,0 тысячи квадратных километров)—в Заволжье.

Работа содержит 1 файл

Криминологическая характеристика Саратовской области.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

    Профилактика  уличной преступности

    В 2010 году по области зарегистрировано снижение на 1,2% числа преступлений, совершенных в общественных местах (3373), в том числе на 1,9% на улицах городов и населенных пунктов (2493). 
В рамках создания системы «Безопасный город» реализуются меры по профилактике преступлений и охране правопорядка, в том числе на улицах и в общественных местах, на территории городов и районов области созданы и функционируют 124 «зоны безопасности». Территориально «зоны безопасности» созданы в 6-ти районах г. Саратова и 13-ти районах области. 
В настоящее время в городе Саратове установлено 115 проблесковых маячков и 57 световых табло «Здесь можно вызвать милицию». Введены в эксплуатацию 12 оборудованных ноутбуками передвижных пунктов милиции. 
В декабре 2010г. в УВД г.Саратову был открыт современный Центр оперативного управления нарядами милиции, задействованными в охране общественного порядка, что позволило более оперативно реагировать на изменения оперативной обстановки в городе, тем самым повысив уровень защиты населения в общественных местах. Открытие Центра знаменовало собой завершение 1-го этапа по внедрению в Саратове аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». 
Кроме сотрудников милиции, в охране общественного порядка принимают участие сотрудники 98 частных охранных организаций. Ежесуточно в данных «зонах» задействуется более 320 охранников, 37 ед. автотранспорта ЧОП и СБ, используется 245 видеокамер наружного наблюдения и более 800 видеокамер внутри объектов. 
Принятыми мерами профилактики удалось добиться снижения числа грабежей сотовых телефонов, совершенных в общественных местах (654). Количество разбойных нападений, совершенных в общественных местах, снизилось на 28,7%, на улицах - на 25,9%. На 33,3% уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах с применением огнестрельного оружия. 
В сентябре 2010 года Правительством Саратовской области принято решение о финансировании мероприятий по добровольной сдаче оружия. 
После принятия данного решения в период с сентября по декабрь 2010 года на возмездной основе в органы внутренних дел области добровольно сдано 2 пистолета (револьвера), 114 ед. охотничьего огнестрельного и 3 ед. самодельного оружия, а также 4381 шт. боеприпасов для стрелкового оружия. Гражданам, добровольно сдавшим незаконно хранящиеся предметы вооружения, выплачено 84254 рубля. 
Всего в 2010 году гражданами выдано 7701 ед. огнестрельного оружия, 261 ед. газового оружия, 31 ед. холодного оружия, 12 взрывных устройств, 13560 шт. боеприпасов. 

    Профилактика  подростковой преступности

    Особое  место в реализации государственной  системы профилактики правонарушений отводится предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В результате принятых мер количество преступлений, совершенных подростками, снизилось на 29,4%. На 42,9% сократилась  число совершенных ими убийств, на 24,1% – разбоев, на 28,6% – краж, на 6,4% – преступлений, связанных с  незаконным оборотом наркотиков. 
 
ГУВД области проводится постоянная работа по привлечению к ответственности взрослых лиц, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и вовлекающих подростков в преступную и антиобщественную деятельность. За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сотрудниками милиции составлено 8966 протоколов; к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков привлечено 1100 человек. 
Большая часть преступлений по-прежнему совершается детьми из неблагополучных семей, в которых родители ведут антиобщественный образ жизни – употребляют спиртные напитки, наркотические средства, не уделяют должного внимания воспитанию детей. По данным на 1 января 2010 года на учете в подразделениях милиции по делам несовершеннолетних состоит 2098 родителей, отрицательно влияющих на детей. Эти семьи находятся под постоянным вниманием участковых врачей-педиатров, работников социальных учреждений, образования, органов опеки и попечительства, сотрудников милиции. В 2009 году за жестокое обращение с детьми сотрудниками милиции привлечено к уголовной ответственности 169 лиц. 
По-прежнему остро стоит проблема детского бродяжничества. Ежемесячно более 70 подростков уходят из семей и детских учреждений. К сожалению, родители и опекуны несвоевременно обращаются с заявлениями о розыске несовершеннолетних. Некоторые из них становятся жертвами преступных посягательств. 
Для кардинального решения проблем, связанных с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, необходим комплексный подход со стороны всех ведомств системы профилактики, повышение уровня взаимодействия органов внутренних дел и социозащитных учреждений области. 

    Профилактика  бытовой преступности

    Значительная  часть преступлений против личности совершается на почве семейно-бытовых  отношений. Основная работа по профилактике бытовой преступности ложится на плечи участковых уполномоченных милиции. Ежегодно ими раскрывается четверть всех зарегистрированных преступлений, выявляется более половины административных правонарушений. На «учете и контроле»  у представителей службы участковых Саратовской области состоит  более 100000 лиц. Это наркоманы, семейные дебоширы, лица, освободившиеся из мест заключения, а также те, кто так  и норовит туда попасть. 
По статистике, 40% преступлений в быту совершается в состоянии алкогольного опьянения. В 2010 году на учет поставлено 547 хронических алкоголиков. В целях стабилизации складывающейся обстановки на территории области проводились оперативно-профилактические операции («Алкоголь-Табак», «Рецидив-Быт», «Наркоман», «Условник» и др.). 
В результате принятых мер профилактики количество преступлений на бытовой почве снизилось на 12,0%, в том числе на 9,6% – бытовых убийств. На 8,1% сократилось количество противоправных деяний, совершенных лицами, ранее уже судимыми. Число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, также сократилось на 12,2% и 22,8% соответственно. 
В настоящее время на территории области функционирует 511 участковых пунктов милиции. Из 288 участковых пунктов милиции подлежащих ремонту, капитальный ремонт произведен в 36, косметический – в 66. Для участковых уполномоченных милиции выделено 14 новых помещений под УПМ, из них 5 – в Калининском ОВД, 4 – в Татищевском, по 1 – в Ивантеевском, Краснокутском и Озинском органах внутренних дел. 

    В криминологической характеристике Саратовской области можно выделить ряд социальных преимуществ и  проблем:

    Социальные  преимущества: крупная агломерация с высоким научным и образовательным потенциалом, исторически высокий уровень развития сельского хозяйства, обусловленный благоприятными почвенно-климатическими условиями; один из самых высоких в стране уровень развития фермерства; относительно высокий уровень благоустройства в сельской местности; менее сильные и сокращающиеся территориальные диспропорции в оплате труда за счет роста заработной платы в бюджетной сфере.

     Социальные  проблемы: меньший по сравнению с наиболее развитыми регионами Урало-Поволжья уровень развития экспортно-ориентированных отраслей промышленности, отставание области по уровню доходов населения; повышенный уровень безработицы и бедности; замедленное развитие малого предпринимательства и сферы услуг; областной центр проигрывает в конкурентной борьбе за финансовые и человеческие ресурсы другим крупным городам Поволжья; очаги социально-экономической нестабильности в узкоспециализированных малых городах. 

    Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что Саратовскую область  целесообразно отнести к депрессивному  криминологическому типу региона.

    Депрессивные  регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

    Отличительными  признаками депрессивных регионов являются:

    Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

    Значительная  доля промышленности в структуре  экономики 

    Относительно  высокий уровень квалификации кадров.

    Чаще  всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих  причин:

    Снижение  конкурентоспособности основной продукции 

    Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

    Истощение минерально-сырьевой базы

    Структурные сдвиги в экономике страны.

     Регионы с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки. 

Информация о работе Криминологическая характеристика Саратовской области