Космическое измерение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы:
Доказать, что человек не только объект, он, в первую очередь, субъект всеобщего креативного процесса, определенным образом влияющий даже на космогенез. Человек выступает как микрокосм, равноценный и равнозначный макрокосму, как самотрансцендирующееся существо, порождающее своей деятельностью ноосферу – антропокосмическую реальность

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 4
2.КОНЦЕНЦИИ «ЖИВОЙ ЭТИКИ» 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

Работа содержит 1 файл

Д-11780 Байков А.А. Социальная Антропология Контрольная работа (пересдача) 3 курс 5 сем .doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Томский Политехнический Университет

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По предмету: «Социальная антропология»

На тему: Космическое измерение человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: Студент группы Д-11780

     1 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель  данной работы:

Доказать, что человек не только объект, он, в первую очередь, субъект всеобщего креативного процесса, определенным образом влияющий даже на космогенез. Человек выступает как микрокосм, равноценный и равнозначный макрокосму, как самотрансцендирующееся существо, порождающее своей деятельностью ноосферу – антропокосмическую реальность

Как только во всеобщую картину мира органически  вписывается субъект, наделяемый целой  иерархией онтологических статусов, сразу же «оживляется» ряд понятий, фиксирующих разнообразные проявления его ментальной жизни. Причем эти  понятия обретают не только гносеологическую, но и мировоззренческую определенность. Скажем, мораль при таком подходе оказывается не просто одной из регулятивных систем поведения индивида в пространстве социальных отношений, но фундаментальной составляющей бытия, структурирующей мир. «Структура мира как моральной сущности» (Гегель) — особый предмет космологии человека.

Понять ,с позиции «Живой этики», что  требуется человеку и обществу для  космической эволюции. Назрела пора более радикального пересмотра наследия, оставленного нам эпохой господства тоталитарного мышления в философии, и прежде всего так называемой «научной идеологии», явившейся не только ложной, но и самой репрессивной из когда-либо существовавших, открыто апологетизировавшей сверхнасилие над человеком 

 

1.КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Человек являет себя миру как надприродное, космическое существо, целостный  универсум. Его становление связано  с «выворачиванием» порядка необходимости  в порядок свободы. Человек призван  одновременно распаковывать космическую  сущность процессом своего собственного бытия и запаковывать порождаемые им экзистенциональные смыслы в природную сущность.

Человек выступает как микрокосм, равноценный  и равнозначный макрокосму, как самотрансцендирующееся существо, порождающее своей деятельностью ноосферу – антропокосмическую реальность. Своим появлением он обязан  манифестации космических, а не одних только природно-земных сил. Эволюционистская доктрина упорно ищет человеческое протобытие в биологической форме движения материи. Но оно лежит в космическом пространстве всеобщего креативного процесса.

Креативную  сторону отношений между макро- и микрокосмосами фиксирует категория  «свобода». Бердяев неоднократно подчёркивал, что свобода укоренена в Ничто  и является безосновной основой  бытия. Свобода есть мощь духа творить не из природного мира, из ничего, из себя. По своему содержанию нравственная свобода трансцендентна, её семантическим инвариантом выступает символ. Человек свободный относится к «внешнему миру» как к своему собственному космическому телу, являющемуся носителем его духа. Он творит внешний мир, как и внешний мир творит его, так как оба – стороны единого всеобщего креативного процесса.

Семантическая структура человеческого существования  и есть в определённом смысле репрезентация  его места во Вселенной. Как известно, целостные самоорганизующиеся системы способны нормально функционировать и сбалансировано развиваться лишь  при наличии особых структур, обеспечивающих их саморегуляцию, – кодовых программ. «Тело» универсумов, их морфологические структуры управляются «духом» – разветвленной семантической системой, посредством которой программируется, воспроизводится и упорядочивается «дурная бесконечность» многообразных процессов, связей, отношений. «Дух» в современном понимании – это своеобразный знаковый генотип Вселенной, рассматриваемый не со стороны опромедчивающей формы, а со стороны внутреннего содержания. Разумеется, это определение сциентистски окрашено, и его нельзя считать полным, но им можно пользоваться с известными оговорками.

Все процессы связанные с самоорганизацией и саморегуляцией целостных и универсальных структур, в определяющей степени могут быть описаны через системы знаков и значений, осуществляющих их «технологизацию». Многомерная динамическая система кодовых отношений, пронизывая собой всю морфологию природного, социального, человеческого и космического универсумов, сама представляет собой универсум – универсум знаков и значений. Это и есть царство «духа».  

 

2.КОНЦЕНЦИИ «ЖИВОЙ ЭТИКИ»

Концептуальный  тезис антропологии Живой Этики: человек подвержен перманентной эволюции, в которую включены все аспекты его природы и сущности. Основанием данного тезиса являются эзотерическая онтология и концепция универсального космического эволюционизма, согласно которым настоящий вид Хомо Сапиенс следует рассматривать лишь как один из этапов развития жизни, сознания и разума. Современный естественнонаучный глобальный эволюционизм в принципе также не отвергает дальнейшую эволюцию человека. Однако, в большинстве своем сторонники этой парадигмы не рассматривают возможность эволюции земного человека за пределы его настоящего биологического вида. Одна из основных причин того - понимание сознания как однозначного продукта деятельности биоорганизма, а значит отрицание автономности принципа сознания от последнего. В результате совершенствование человека - его морально-нравственных и интеллектуальных характеристик, сенсорных свойств и соматической природы - трактуется как совершенствование чисто количественное, а качественные преобразования важнейших сторон его сущности и биофизические изменения не предполагаются.

В результате перманентного развития каждого индивидуального начала духоматерии, по мнению Махатм, возникает основание рассматривать совершенствование не только всего человеческого рода от поколения к поколению, но и сущностное совершенствование каждого индивида, если, разумеется, он не уклоняется от эволюционного пути. Махатма – (санскр.) «Великая Душа». В данном случае подразумеваются члены Общины Великих Учителей человечества, именуемых также как Архаты, Адепты, Мастера, Бодхисаттвы. В теософской традиции они рассматриваются как Хранители Сокровенной Мудрости и Владыки Шамбалы – загадочной полулегендарной страны, считаемой духовным центром планеты.

Этот  процесс и составляет космическую  эволюцию человека. На ее текущем макроцикле, по представлениям авторов Живой Этики, важнейшими аспектами являются: социальный, космо-социальный и антропологический. Первый означает преодоление всевозможных социальных противоречий и построение в рамках планеты общества всеобщего братства. Второй: неизбежность выхода земного разума за пределы планеты, то есть распространение эволюции человека с пространства планетарного на пространство космическое. Это является закономерным следствием процесса качественного саморазвития жизни и сознания, который не ограничивается рамками одной планеты и предстает как транспланетарный процесс.

Третий  аспект: на фоне общеэволюционных закономерностей обосновывается возможность (именно возможность, а не неизбежность, т.к. в эволюционном движении отсутствует предопределение) преображения несовершенного земного разума, воплощенного в биологическом человеке, в одухотворенный высокоразвитый космический разум, носителем которого явится небиологический человек - духовный андроид.

Одним из оснований объективности такого процесса является убеждение авторов  Живой Этики в существовании  сложной онтологической структуры  человека. Индивидуальность и личность два ее полюса. Причем они не расцениваются в качестве двух абсолютно самостоятельных онтологических сущностей. И первое, и второе понятия обозначают лишь два различных аспекта (измерения) единого явления, где первый имеет непреходящее бытие, второй - временное.

В итоге, два основных измерения человека предстают как:

  • земное, то есть обусловленное и временное, связанное с биологическим организмом (в общем случае символизируется понятием "материя" и соответствует тому, что обозначается терминами "личность" или "Низшее Я")
  • космическое, то есть безусловное и вневременное, связанное с энергетическими формами материи (в общем случае символизируется понятием "Дух" и соответствует терминам "космическая Индивидуальность", "Высшее Эго" или "Высшее Я").

В таком  случае космическая эволюция человека является процессом постепенного перехода воплощенных в нем жизни и  сознания от их обусловленной биологической  формы существования к более высокоразвитым формам, которые характеризуются возрастающим потенциалом сознания, свободой, вневременностью, духовностью и общей гармонией с окружающей средой. Данный процесс сопровождается падением актуальности и детерминирующего воздействия первого - земного измерения человека и активизацией его второго - космического измерения. Понятие "духовность", следовательно, в своей естественнонаучной сути отражает не что иное, как космическую эволюцию человека. Можно предполагать, что и термин "обожение человека", использовавшийся религиозными мистиками, так же является смысловым синонимом понятия "космическая эволюция человека" в Живой Этике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы дальнейшей эволюции человека без преувеличений  являются одной из важнейших нерешенных проблем современной философии и науки. Спектр точек зрения на эту проблему весьма широк. С одной стороны - ее полное игнорирование: как биологический вид человек давно сформировался, и говорить о его дальнейшей эволюции в этом аспекте бессмысленно. С другой стороны - неортодоксальный радикализм: человека нельзя считать окончательно сформировавшимся существом не только в духовно-интеллектуальном, но и в соматическом аспекте.

Нужны принципиально  новые мировоззренческие парадигмы, которые основывались бы на признании  приоритетности высших онтологии человека над низшими и репрезентировали собой высшие, а главное — истинные формы его менталитета. Человек должен стать не только естественной предпосылкой, но и самоцелью философствования.

По мере расширения Вселенной Человеческого  Духа усложняется инвариантная ей семантическая система, постепенно обретающая всё более чёткую структуру из явно выраженных подсистем значений, специализированно выполняющих «кодовых программ».

И это  дает нам право сделать вывод, что важнейшим условием космической эволюции человека и общества в Живой Этике выступает процесс совершенствования ("расширения") сознания, под которым понимается интегральный показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных, сенсорных и других способностей и качеств человека. Причем в наступающий новый эволюционный период на первый план выдвигается развитие духовно-нравственных начал, становлением которых, по мнению Е.И. Рерих, детерминируется интенсивность космической эволюции человека.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Космическое измерение человека Журнал "Общественные науки и современность". 1992
  2. Юрий Федоров. Космическое измерение человека.1992.
  3. С.Р. Аблеев http://aipe.roerich.com/russian/perspekt.htm Статья «Перспективы антропологической эволюции в философском учении живой этики»
  4. Агни-Йога /Живая Этика: В 3 т. - Самара: 1992. - Т.2.
  5. Рерих Е.И. Основы буддизма. - СПб., 1992.
  6. Материалы из свободной энциклопедии «Википедия»
  • www.ru.wikipedia.org/Социальная_Антропология
  • www.ru.wikipedia.org/Рерих,_Елена_Ивановна
  • www.ru.wikipedia.org/Живая_этика

Информация о работе Космическое измерение человека