Контрольная работа по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях известных европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, формы семейного общежития, структура семьи, экономические отношения в ней. С тех проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа………….4
2.Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи………………………………………….........................................8
3. Этапы жизненного цикла семьи и формулировка событий, характеризующие эти этапы………………………………………….………………………………..13
Заключение……………………………………………………………….……….15
Список использованной литературы…………………………………….…16

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении  бытовым проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоциональная  насыщенность отношений.

     Типы  семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

     Моногамное  супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;

     -Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

     -Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

     Семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определённую социальную задачу.8

     8.   Социология: вводный курс. Томпсон Д.Л., Пристли Д. М. 2008

     Можно выделить следующие основные функции  семьи, способствующие реализации этой задачи:

  1. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребёнка.
  2. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей его жизни. Третий аспект – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
  3. Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникает материальные, финансовые трудности.9
  4. Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник. М., 2006

Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную  поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного  досуга и отдыха.

  1. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовых сил человека после трудового рабочего дня.
  2. Регулятивная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
  3. Cемья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребёнка представление о социальных связях и включает в них его со дня рождения. Отсюда важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция связана с с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.10
  4. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определённые потребности индивида в проведении досуга.
 

10.  1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. И лоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

Досуговая функция ориентированна на оптимизацию  организации свободного семейного  времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении.

  1. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определённый социальный статус членам семьи.
  2. Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
  3. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.11

         Понятно, что все эти функции  семьи тесно взаимосвязаны, но  их соотношение и удельный  вес могут быть различными.

     Говоря  о функциях семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах  жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия  и характеризуют роль семьи как  социального института среди  других институтов общества. Важно  подчеркнуть, что это суть функции  общества, как бы закреплённые за специализированными  на их выполнении институтами, и поэтому  у каждого из институтов есть функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные  и второстепенные, все семейные функции  главные, однако необходимость различать  среди них те особые, которые позволяет  отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических  и неспецифических функций семьи.

 
 
 
 

_______________

11. Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Антонова. 2-е изд. – М.,2007.

 

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.

     Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых, этапных событий в существовании  семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее  построить схему жизненного цикла  для супругов, которые несколько  раз разводились и создавали  повторные семьи.12

     Исследователи выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие:

  1. вступление в брак – образование семьи;
  2. начало деторождения – рождение первого ребенка;
  3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
  6. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
  7. Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

12. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / под ред. Д.Г. Лошакова. – М., 2002.

  1. На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
  2. Четвертая стадия - стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
  3. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую- брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте - в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Антонова. 2-е изд. – М.,2007

                                                 Заключение.

     Анализируя  все выше сказанное можно сделать  вывод, что семья как ячейка общества является неотделимой  составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей.

    В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это  социальный институт, с другой –  малая социальная  группа, имеющая  свои закономерности функционирования и развития.

    Социологи сходятся во мнении, что семья и  необходимость ее сохранения возникают  из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Различают три основных типа семьи: патриархальная (традиционная) семья, нетрадиционная, эгалитарная.

       Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих  единое «андрогенное существо», некую  целостность, не сводимую ни к сумме  членов семьи, ни к отдельному члену  семьи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Список использованной литературы

1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. И лоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

2.Исаев Б.А. Социология: Краткий курс. – СПб, 2007.

3.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций.3-е изд. – М., 2006.

4.Гуров Ю.С. Основы социологии. М. 2005. 

5.Социология: вводный курс. Томпсон Д.Л., Пристли Д. М. 2008. 

6.Фролов С.С. Социология. Учебник. М., 2006

7.Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Антонова. 2-е изд. – М.,2007.

8.Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / под ред. Д.Г. Лошакова. – М., 2002.


Информация о работе Контрольная работа по "Социология"