Контрольная работа по «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.

2. Стадии, способы и средства социализации личности.

3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Изменения в медицинской технологии и социальных условиях привели к тому, что теперь смерть связана с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений назад большинство людей умирало дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным и подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружаться запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от “посторонних” глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.

     Еще один подход к социализации это-две  стадии:

     Первичная стадия социализации индивида проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия — это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом.

     В процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида. Основой этого становится интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения. В этот период освоение индивидом окружающего мира происходит преимущественно через "понимание другого" (в Веберовской трактовке). Индивид "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со значимыми "другими", будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых "других": родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах. В нашем понимании, первичная социализация формирует основы тезауруса — достаточного состава информации и установок, позволяющих молодому человеку осваивать социальную субъектность.

     Вторичная социализация происходит с уже социализированным индивидом. Этот процесс, во многом сходный с предыдущим, имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются "другими" с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает овладение таким тезаурусом, который позволяет молодому человеку присвоить социальную субъектность в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных "других" до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми "другими", ориентацией на обобщенного "другого" (в понимании Дж.Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью "других", т.е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного "другого" — решающая фаза социализации. Она включает интернализацию общества как такового и субъективное установление целостной идентичности. Когда обобщенный "другой" выкристаллизовывается в сознании, устанавливается симметричная связь между объективной и субъективной реальностями.

     Сложность, кризисность социализации состоит  в том, что новые адаптационные  и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.

     В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание  необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид  выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых "других". Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для "других". Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

     3. Социализация не  может сводиться  только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?

     Социализация  – это сложный процесс, который  происходит на протяжении всей сознательной и бессознательной жизни человека.

     Процесс формирования и социализации личности человека начинается с первых лет его жизни. По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п.

     Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

     Личность  есть сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплавное, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

     Быть  личностью – это значит иметь  активную жизненную позицию, о которой  можно сказать так: «На том  стою и не могу иначе». Быть личностью  – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

     Личность  обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.

     Индивидуальность  – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному  человеку.

     Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступка.

     Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека. Темперамент  проявляется в эмоциональной  возбудимости, особенно в детском  возрасте. С возрастом эмоциональные  проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

     Характер  формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое  образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека.

     Активность  – мера воздействия человека с  окружающим миром. Существует внешняя  и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет свое дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.

     Целеустремленность  – способность достижения назначенной  цели.

     Направленность  – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

     Воля  – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели

     По  мере того, как у человека формируются  и развиваются сознание, осознание  и понимание смысла окружающей его  действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п. [7, С.55].

     Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся, прежде всего, следующие:

     Макросоциосреда – общественный строй, государственное  устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения  жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально – политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.

     Микросоциосреда – среда непосредственного контактного  взаимодействия человека: семья, дружеская  компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с  социальной средой.

     Воспитание  – специально организованный процесс  формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание.

     Деятельность  – игра, учебная, производственно  – трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные  ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно – практических действий, поведения.

     Социальное  взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и, прежде всего, общение с другими людьми [9, с. 53 - 57].

     Особую  роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий  на человека. При этом, чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.

     В целом, личность как системное психическое  образование человека выступает  результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и  обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно – структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы, в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

     Социализация  проходит практически по всей жизни  человека, но если помесить человека в  комфортную среду социализация пойдет быстрее. Естественно, если мы решим  подвергнуть социализации человека - «маугли», то его социализация может продолжаться очень и очень долго. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы.

  1. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
  2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
  3. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.
  4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. - М.: Академя, 2002.-С 218-219
  5. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru
  6. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.:  Вузовский учебник, 2009.-252 с.
  7. Смехнова Г.П. Прикладная социология: Учебное пособие. Барнаул: Аз Бука, 2004. 90 с.
  8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  9. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
  10. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.
  11. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.
  12. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
  13. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»