Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Практическое задание №1. Ступени развития общества.
Практическое задание №2. Работа с основными определениями.
Контрольный тест по курсу «Социология»
Социологическое исследование по теме: Чем школьники предпочитают заниматься в свободное время

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой  экономики 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  курсу «СОЦИОЛОГИЯ» 
 
 
 
 
 

              Выполнила:

              Студентка группы №258

              Дьячкова  А.А.

                Проверил:  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Челябинск

2011 
 
 

Практическое  задание №1. Ступени развития общества. 

Заполнить таблицу. 

Название Хронология Основные  признаки
1  
Традиционное общество
  Общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами.
2  
Индустриальное общество
  Сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. В индустриальном обществе основные характеристики крупной промышленности и задаваемые ею модели поведения становятся определяющими для социального общения в обществе в целом и для большей части населения.
3  
Постиндустриальное общество
       Общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг.

     В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. Основные черты- массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

 
 

Практическое  задание №2. Работа с основными  определениями. 

Дать краткое  определение следующих понятий:

     1. Социология – (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος —наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

  1. Социальный статус – (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.
  2. Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться "социальному заказу" или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией.
  3. Социальная структура – Население сегодня включает в себя различные по характеру и размеру социальные элементы. Совокупность этих элементов, их связь и отношения составляют социальную структуру данного общества.
  4. Социальные взаимодействия – способы осуществления социальных связей и 
    отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации.
  5. Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
  6. Социальный институт – (от лат. institutum – установление, учреждение) – внутрисоциальное   образование,    в   преемственности    поколений   несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
  7. Социальная система – целостная структура, основным элементом которой 
    являются люди, их взаимодействия, отношения и связи.
  8. Социальная стратификация – это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным   статусом,   отражающее   сложившееся   в   нем   представление  о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали, вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям.
  9. Социальная мобильность – возможность смены социального слоя.
  10. Социальный  процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся 
    социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.
  11. Социальное действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно 
    внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
  12. Общность – широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
  13. Функциональные   зависимости – форма   устойчивой   взаимосвязи   между 
    объективными явлениями или отражающими  их величинами, при которой 
    изменение одних явлений вызывает определенное количественное изменение других.
  14. Социальное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Контрольный тест по курсу «Социология»

1. Совокупность всех статусов (позиция, положение), занимаемых одним человеком -это

a.  Личный статус

b. Социальный статус  
с.  Статусный набор+

d. Приписываемый статус

2. Вы  – студент ЮУрГУ, к тому же решили изучать английский язык в 
Международном центре. Таким образом, звание специалиста в двух направлениях, будет

a.  Приписываемый статус

b. Достигаемый статус

c. Смешанный статус+

d. Личный статус

3. Процесс  «вхождения» человека в общество (исполнение социальных ролей, 
следование социальным нормам и правилам данного общества), это –  
а. Социальная норма 

b. Социальный контроль

c.  Социальный институт

d.  Социализация+

4. Социальная мобильность бывает вертикальной, горизонтальной, восходящей, 
нисходящей. Выберите пример восходящей мобильности –

a. «из грязи в князи»

b. «из князей в грязь»

c. Назначение ведущего специалиста начальником отдела+

d.  Уход на пенсию

5. Кто разработал основы теории стратификации?

a. Платон

b. Аристотель

c. Р. Мертон

d. M. Вебер+

6. «Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Это определение дал -

a. Платон

b. Аристотель

c. Р. Мептон+

d. М.Вебер

7. В каком веке появился термин «социология»?

a.  Нач. 18в.

b. Сер. 18в.

c. Нач. 19в.+

d . Нач. 20в.

8. Кого в социологии называют «Леонардо да Винчи»?

a. К. Маркса

b.  М. Вебера+

c.  О. Конта

d.  Э. Дюркгейма

9. По Дюркгейму, человеческое общество в своем развитии, проходит две стадии 
механической солидарности и органической солидарности. К механической фазе 
относится –

a.  Традиционное общество

b. Доиндустриальное общество+

c. Индустриальное общество

d. Постиндустриальное общество

10. Государство представляет собой –

a.  Социальный институт

b.  Социальную структуру+

c.  Социальный механизм

d. Социальное неравенство

11. Приведите примеры статусной несовместимости –

a.  Младший лейтенант в 40 лет

b.  Профессор с низким доходом

c.  Богатый предприниматель отоваривается на недорогом оптовом рынке 
d. Всё вышеперечисленное+

12. Каким процессом сопровождается развитие урбанизации?

a.  Гуманизацией

b. Социализацией

с. Индустриализацией+

d. Монетизацией

13. Перечислите главные измерения стратификации –

a. Доход, власть, образование, состояние

b. Власть, престиж, доход, магнетизм

c. Влияние, образованность, харизма, доход

d. Доход, власть, престиж, образование+

14. Что из перечисленного относится к открытому типу общества?

a.  Касты

b.  Классы+

c.  Сословия 
d.  Кланы

15. Автор понятия «маргинальный человек» –

a. Р. Парк+

b.  А. Атоян

c.  Т. Шибутани  

d.  К.Маркс

16. Автор понятия «люмпен - пролетариат» –

a.  Р. Парк

b.  А. Атоян

c.  Т. Шибутани

d. К.Маркс+

17. К  какому виду социальных санкций  относятся насмешки, пренебрежение,  клевета и т.п.?

a. Формальные негативные санкции

b. Неформальные негативные санкини+

c. Организационные негативные санкции

d. Личные негативные санкции

18.  Какие методы контроля осуществляют средства массовой информации?

a. Прямой, мягкий

b. Косвенный, жесткий

c. Косвенный, мягкий+

d. Прямой, жесткий

19. К какому виду отклоняющегося поведения относится вандализм футбольных 
фанатов?

a. Девиантное

b. Делинквентное+

c. Криминальное . 
d. Шизоидное

20. Если речь идет о гарантиях определенного уровня и качества жизни населения 
(жилище, соцобслуживание, услуги здравоохранения и т. д.) то это –

a. Социальная политика+

b. Социальная защита

c. Социальная помощь

d. Социальная забота  
 
 
 
 
 
 

Социологическое исследование по теме: Чем школьники  предпочитают заниматься в свободное  время.

Исследование  проводилось в 5 классе, с помощью  разработанной анонимной анкеты. В исследовании участвовало 60 человек. 

  Редко Регулярно Не делаю  этого вообще
Смотреть  телевизор 31 51,7% 15 25% 14 23%
Гулять  с друзьями 25 41,7% 33 55% 2 3,3%
Читать  книги 23 38,3% 31 51,7% 6 10%
Заниматься  спортом 32 53,3% 12 20% 16 26,7%

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"