Контрольная работа по «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Содержание

1. Система социального знания, соотношение социологии и других наук об обществе
3
2. Биосоциальная концепция Г. Спенсера
7
3. Инновационный характер прикладного социологического исследования
12
Список использованной литературы
15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Его труд «Основания социологии» (1877 г.) был одним из первых в плане  построения целостной социологической  системы на этнографическом материале. Он пытается теоретически реконструировать физическую, интеллектуальную и особенно религиозную жизнь первобытного человека, выяснить происхождение его основных идей и представлений.

Большое внимание Спенсер' уделил уточнению  и разработке понятийного аппарата социологии. Так он анализирует понятия общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что он заложил фундамент формирования понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. В значительной степени этому способствовали аналогии человеческого общества с биологическим организмом, которые он проводил. Безусловно, он делал различие между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл различия Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе — наоборот. Как он отмечал:

«Общество существует для блага  его членов, а не члены существуют для блага общества».

На громадном этнографическом  материале английский мыслитель  последовательно рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей; эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений: государство, представительные учреждения, суд и т .д. Не обошел своим вниманием Спенсер религиозные учреждения, промышленность и ее структуру. Таким образом, социология у Спенсера выступает как всеобъемлющая наука, включающая общую теорию исторического развития (эволюцию).

Вообще, первая часть  его «Оснований социологии» посвящена  главным образом исследованию первобытного человека, причем по большей части его духовной стороне, анализу чувств и верований, которым он придавал большое социологическое значение в определении характера общественной жизни. То есть речь практически идет об описании первобытной культуры человечества, первобытном мировоззрении, где как и в других частях своего произведения он пользовался исключительно сравнительно-историческим методом и что не имело ни малейшего отношения к вопросу о том, является ли общество организмом, или же чем-то отличным от него.

Органические аналогии получают у Спенсера применение, когда он рассматривает политические учреждения, которые собственно говоря и являются у него настоящим социальным организмом. Хотя и здесь многое не нуждается в органических аналогиях и, в частности, определение и- переход от «военного» общества к индустриальному.

Анализ спенсеровских  «Оснований социологии» показывает, что он подчас чисто внешним образом соединяет взгляды, навеянные органической аналогией с результатами сравнительного изучения, этнографическими и историческими данными, .которые рассматриваются с эволюционной точки зрения. Это дает основание сказать, что в действительности социология Спенсера, ее содержание и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции.

Каковы общие черты  спенсеровской социологии?

Во-первых, это широкое  использование историко-сравнитель-ного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов. Данный метод вообще является характерной особенностью социологии второй половины XIX — начала XX века. И здесь не обошлось без издержек. Как писал по этому поводу Н. Кареев: «...Литература сравнительного изучения первоначальных социальных форм до такой степени разрослась и получила такое важное значение для социологии, что многие на этом основании стали думать, будто главным предметом этой науки являются первобытная культура и быт современных дикарей. По существу дела социология вовсе не описательная наука, и сравнительное изучение в ней играет'роль средства, а не цели. Самая цель такого изучения состоит не только в том, чтобы теоретически понять происхождение общественных форм, но и в том, чтобы установит законы их развития».

Во-вторых, трактовка  общества как организма, под которую  он пытался подвести определенные логические основания. Так, одна из глав его работы «Основания социологии» прямо называется «Общество есть организм». Спенсер достаточно детально приводит в качестве аргументации данного подхода целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмами, например: 1) общество как биологический организм в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что в свою очередь сопровождается усилением их взаимодействия и т. д.

В-третьих, без чего невозможно представит социологическую концепцию Г. Спенсера, — идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Поэтому, как он считал, эволюция * совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

Спенсер и в социально-политической теории, и в жизни последовательно  проводил этот основополагающий постулат. Отстаивая принцип естественной эволюции общества, Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ. Доводя до логического конца эту идею, он считал, что не нужно заботиться о вдовах, сиротах, больных. По Спенсеру, если они достаточно жизнеспособны, они живут, и это хорошо, что они должны жить. Если же они недостаточно приспособлены для жизни, они умирают, и это самое лучшее, что они могут сделать. Он выступал против законов о помощи бедным и вообще против всякого вмешательства государства в общественную жизнь. Подчеркивая естественный медленный характер эволюции, Спенсер считал, что социальная жизнь стремится к равновесию. В своем понимании характера общественной жизни и ее социально-политического устройства Он, прежде всего, индивидуалист. И если у Конта социальное целое предшествует индивиду и последний не является даже самостоятельной ячейкой общества, то у Спенсера, напротив общество — лишь .агрегат индивидов. Спенсер считал недопустимын растворение индивида в социальном организме. «Следует всегда помнить, —писал он, —что как бы ни 'были велики усилия направленные к благосостоянию политического агрегата, все притязания политического агрегата сами по себе ничто, и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой они воплощаю в себе притязания составляющих этот агрегат единиц».13

Нельзя не отметить и  того важного момента, что английский мыслитель не сомневался в реальности процесса эволюции. Объективным критерием  этого процесса он считал степень  дифференцированности и интегрированности того или иного явления. Идея выделить объективный критерий перехода от низшего к высшему, безусловно, имела положительный смысл, поскольку развитие любой системы предполагает дифференциацию ее элементов и одновременно их интеграцию в определенной структуре.

Главный фактор общественного  развития он видел в разделении труда, которое, по Спенсеру, приводит к высшему типу общественного устройства — «индустриальному обществу». В этом отношении Спенсер повторяет общую схему развития общества, высказанную Сен-Симоном и Контом. Однако представление Спенсера о путях и стадиях развития общества гораздо богаче контовской «социальной динамики», ибо они основаны на теоретическом обобщении очень большого социоэтнографического материала. Здесь Спенсер долгое время был непревзойден. Он наглядно показывал, как под влиянием конкретных социоприродных условий, а именно: расовых особенностей, исторических предпосылок, специфических обычаев и т. д. разнообразятся формы отдельных обществ и их социальные структуры.

Спенсер скрупулезно  прослеживает эволюцию от простых обществ к более сложным и приводит мысль об усилении дифференциации и интеграции социальных функций в процессе общественного развития. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов: производительную, распределительную и регулятивную. Регулятивная в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве специфических частей общества он выделял учреждения (социальные институты): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Все они являются продуктом медленной 'эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инновационный характер прикладного социологического исследования

 

Социологическое исследование-совокупность теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение информации о социологических процессах.

 Прикладное социологическое исследование — это исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.

 Конкретное социологическое исследование понимается как планомерное использование научных методов для изучения конкретного фрагмента реальности, касающейся жизни общества. Такое исследование осуществляется на всех уровнях социологической науки.

 На базовом уровне  социологии такие исследования называются конкретными. Они носят четкую практическую направленность. При этом вполне могут быть подчинены и целям научного изучения социума.

 Этапы социологического  исследования:

1. Подготовительный. Формируется  коллектив исследователей, решаются организационные вопросы, составляется программа исследования, печатаются анкеты.

2. Полевые работы. Сбор  первичной информации до нескольких  месяцев.

3. Обработка полученных  данных на компьютере.

4. Анализ информации.

5. 5 написание отчета. Содержится программа, статистические таблицы, выводы, рекомендации, графики и диаграммы.

 Критерии ( виды исследований):

1. По масштабности: международные  ( 2,3 и более стран), общенациональные ( граждане 1 страны), региональные ( н-р какая то область), локальные ( конкр населенный пункт), отраслевые ( по профессии).

2. По продолжительности:  разовые и повторные.

3. По решаемым задачам:  разведываетльные, описательные, аналитические.

 Первый вид, разведывательное  – это исследование самого  элементарного уровня, которое позволяет решать достаточно узкий круг задач. В ходе такого вида исследований испытывается инструментарий (документы): опросные листы, анкеты, карточки и т.д. Как правило, обследуются группы лиц, количеством не более ста человек. Это социологическое исследование обычно предшествует более серьезному исследованию проблемы. В его ходе уточняются гипотезы, цели, вопросы и задачи.

 Описательное –  это исследование более сложного  уровня анализа. Таким способом изучают эмпирическую информацию, которая способна дать более целостное представление относительно изучаемого явления общественной жизни. Объектом анализа выступает большая группа индивидов социума (к примеру, большой трудовой коллектив).

 В таком исследовании  применяют множество способов  сбора информации, что существенно повышает их достоверность и полноту, позволяя делать более глубокие выводы.

 Аналитическое –  социологическое исследование самого  высокого и серьезного уровня. Оно не просто описывает изучаемые  явления, но и выясняет причины, которые лежат в их основе. В ходе такого исследования изучается совокупность факторов, которые обосновывают определенное социальное явление. В большинстве случаев исследования такого характера завершают разведывательные и описательные этапы.

 Функции социологического исследования:

1. Познавательная - получение  новых знаний об изучаемых  объектах. Она выражается в том,  что наряду с общей социологией  помогает обществу глубже понять  сущность социальных процессов  и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2. Практическая - выработка  практических рекомендаций с  целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3. Нормативно-ценностная - выражение целей, норм, ценностей,  соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

 4. Гносеологическая - конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»