Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

Содержание

Введение 3
Сущность социального конфликта 4
Социальные конфликты в трудовых организациях
Методы разрешения социальных конфликтов на производстве
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Ponyatie_sotsialnogo_konflikta.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

Для нас забастовка — сравнительно новое явление. В странах дальнего зарубежья она прошла долгий путь своего развития. Как свидетельствует опыт мирового забастовочного движения, забастовки по формам их проведения — не однородны. Их можно разделить на несколько видов:

1) “обычная забастовка”  — работники прекращают производство  и оставляют свои рабочие места. Выпуск продукции, различного рода изделий, полностью прекращается;

2) “работа по правилами, или “итальянская забастовка” — работники не прекращают производство, а, наоборот, в процессе производства строго следует всем правилам производства, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и т.д. Строжайшее соблюдение все этих правил обычно приводит к тем или иным сбоям в работе предприятий, организаций, учреждений. Такие забастовки не урегулированы действующим законодательством — находятся вне правового регулирования. Претензий к работникам, включившимся в такую забастовку, практически невозможно предъявить;

3) “замедление работы”  — по сравнению с “обычной  забастовкой” она носит как  бы половинчатый характер: производство  продукции не прекращается полностью, а лишь сокращаются ее объемы;

4) “пульсирующая забастовкам” — частичное, кратковременное прекращение работы работниками всего предприятия или работниками, чей труд определяется тем или иным этапом технологии производства (слесари-ремонтники, сборщики, токари, снабженцы и т. д.).

Все эти формы забастовок широко распространены за рубежом. В  России же чаще всего проводятся “обычные забастовки”, но уже имели место  и “итальянские забастовки”. Так, о намерении “работать по правилам”, т.е. не выпускать на линии неисправные поезда, заявили в свое время машинисты московского метрополитена, а водители одного из липецких автопредприятий в ответ на ограничение прав их профсоюзной организации отказались от работы на мало-мальски неисправных автобусах.

Особенностью трудовых отношений  на большинстве промышленных предприятий  стал хронический конфликт по поводу длительных задержек заработной платы.

Многочисленные трудовые конфликты последних лет показывают, что акции протеста чаше всего  проходят в виде демонстраций, для  привлечения внимания к неблагополучию в коллективах. А причина —  отсутствие диалога между работниками  и работодателями. Озлобление вызывают даже не сами жизненные трудности, а  абсолютное неведение людей в  том, кто и как будет устранять  возникшие трудности.

Таким образом, проблема трудовых конфликтов вышла на передовые рубежи. Решить эту проблему, или хотя бы приуменьшить ее остроту, возможно лишь, опираясь на систему социального партнерства. С его помощью можно осуществлять регулирование социально-трудовых отношений, преодолевать дефицит конструктивного диалога между работниками и работодателями, их взаимную необязательность, неумение вырабатывать правила игры и жестко их придерживаться в рамках трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы разрешения социального  конфликта 

 

Технология предупреждения конфликтов 

 

Банальная фраза «предупредить  проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает  преимущественно по двум причинам[10]:

не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)

даже те конфликты, которые  вам необходимо предупредить, очень  сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).

Предупреждение конфликта  входит в понятие управление конфликтом.

Этап конфликта

Содержание управления

1

предконфликт

Прогнозирование

Предупреждение /стимулирование

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон

Предупреждение /стимулирование

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Эскалация конфликта

Регулирование

5

Разрешение или затухание  конфликта

Разрешение


Этапы управления конфликтом:

1. симптоматика

2.диагностика 

3. прогнозирование

4. разрешение

Управляющие воздействия[11]:

1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение

В существующих условиях прогнозирование  конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.  

 

Формы и критерии завершения конфликта 

 

Общим понятием, описывающим  финал конфликта, является понятие  завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.

Основные формы завершения конфликта[12]:

Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие  третья сторона

Затухание - временное прекращение  противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Причины затухания:

истощение ресурсов обоих  сторон

потеря мотива к борьбе

переориентация мотива

Устранение - воздействие  на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

Способы устранения:

изъятие из конфликта одного из оппонентов

исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

устранение объекта

устранение дефицита объекта

Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает  новое, более значимое противоречие. Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть[13]:

устранение одной или  обеих сторон

приостановка конфликта

победа одной из сторон

деление объекта конфликта

согласие о правилах совместного  использования объекта

равнозначная компенсация  одной из сторон за овладение объектом другой

отказ обеих сторон от посягательств

альтернативное определение  таких объектов, которые удовлетворяют  интересы обеих сторон

Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента. 

 

Способы разрешения конфликтов  

 

Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

Аналитический этап - сбор и  оценка информации по следующим проблемам:

-объект конфликта

-оппонент

-собственная позиция

-причины и непосредственный  повод

-социальная среда

-вторичная рефлексия

Прогнозирование варианта решения:

-наиболее благоприятный

-наименее благоприятный

-что будет, если просто  прекратить действия

Действия по реализации намеченного  плана:

- Коррекция плана

- Контроль эффективности  действий

- Оценка результатов конфликта

Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии  заложены самые общие установки  и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

1. Односторонний выигрыш;

2. Односторонний проигрыш;

3. Взаимный проигрыш;

4. Взаимный выигрыш.

Данные варианты нашли  отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.

Пути и способы регулирования  социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение  путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования  социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

 

Заключение 

 

Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ.

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях. 

Также в качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает  нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля.     Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей. 

 

Список литературы 

 

[1] См., например: Социология. С.С.Фролов. Издательство "Логос", Москва и Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.

[2] Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр.

[3] Цитируется по: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.

[4] Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ   ИСПИ РАН, 1996. - 282 с.

[5] См.: там же

[6] См., например: Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся   обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125.

[7] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"