Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассматриваются теоретические вопросы по социологии и приводится решение тестовых заданий.

Работа содержит 1 файл

Социология готовый.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
 
              Новосибирский государственный университет экономики и управления


 

 

Номер группы:____________________УППО12______________________ 
 
Наименование специальности:_    Управление персоналом  _____ _____ 
 
Студент:                  Симбирцева Евгения Юрьевна____________________ 
 
                                       (Фамилия, имя, отчество) 
 
Номер зачетной книжки (студенческого билета):___110622___________ 
 
Учебная дисциплина:______________________________             ________ 
 
Кафедра:                        Социологии и психологии управления                   _ 
 
Номер варианта контрольной работы:________           __2____ ________ 

Дата регистрации  институтом: «___»___________2011г. 

Дата регистрации  кафедрой: «___»___________2011г. 
 
Проверил:___         _                                                   ______   _        _______ 
 
                                            (Фамилия, имя, отчество) 
                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2011 

Теоретическое задание.

Этапы развития российской социологии и её основные направления.

     В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Распространению позитивной социологии препятствовали цензура на идеи Конта в России и общий спад интереса к позитивизму за рубежом после смерти его основателя. В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «второе прочтение» О. Конта – процесс, захвативший и Россию. В российских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» и других появляются статьи о позитивной социологии и ее родоначальнике, написанные В. В. Лесевичем, Д. И. Писаревым, П. Л. Лавровым. В 1867 г. в Петербурге вышла книга «Огюст Конт и положительная философия», в которой были опубликованы работы о Конте английских социологов Г. Льюиса и Дж. Милля.

     Первыми русскими социологами, по мнению историка социологии и одного из зачинателей этой науки в России Н. И. Кареева, были П. А. Лавров, Н. К. Михайловский и С. Н. Южаков. Их вкладом в развитие этой новой науки стало формирование собственного подхода к изучению социальных явлений – субъективного метода, заключавшегося во взгляде на общество через призму поведения его членов, особенно людей активных, развитых, целеустремленных («героев») в отличие от пассивной массы («толпы»). Одна из основных работ Н. К. Михайловского так и называлась – «Герои и толпа» (1882). Первых русских социологов интересовали также проблемы возникновения из животной особи человеческой личности (например, П. А. Лавров «До человека», «Научные основы истории цивилизации»), проблемы разделения труда и прогресса общества (Н. К. Михайловский «Что такое прогресс?»), соотношение органического природного и социального процессов в развитии общества, влияние экономической сферы на прогресс (С. Н. Южаков «Социологические этюды»).

     В конце XIX – начале XX в. социология в России имела уже определенные достижения. Постепенно проявляют себя такие ее направления, как географическое (оно представлено работами Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» и Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки»), психологическое (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Е. В. Де Роберти), материалистическое (Г. В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», М. И. Туган-Барановский «Экономический фактор и идеи»; заметим, что Струве и Туган-Барановский вскоре отошли от апологетики экономического детерминизма и марксизма). В этот период российская социология не только испытывает воздействие давно существующих наук, но и сама начинает оказывать влияние на развитие права (труды Б. Н. Чичерина, В. И. Сергеевича, С. А. Муромцева), истории (В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров), философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Д. Кавелин), других гуманитарных и социальных наук.

     Первый этап – этап становления социологии в России – можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х до середины 90-х гг. XIX в.

     Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался ссе-редины 90-х гг. XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор пока социологические учреждения не были закрыты, а социологи-немарксисты не изгнаны из Советской России.

     На этом этапе российская социология развивалась в тесном контакте с зарубежной, в первую очередь с европейской. Российские социологи «второй волны» М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. Ф. Лилиенфельд теперь уже хорошо известны в Европе, они избираются в зарубежные академии и научные общества, участвуют в работе Международного института социологии (Ковалевский был избран его президентом), организуют Школу общественных наук в Париже, где впервые читается курс социологии для русской публики. В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. М. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая в России кафедра социологии в составе М. М. Ковалевского (заведующий) и Е. В. Де Роберти, к которым присоединились позже П. А. Сорокин и К. М. Тахтарев. С 1912 г. на историческом факультете Петербургского университета работала социологическая секция, но только спустя шесть лет появилась возможность создать кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. После смерти М. М. Ковалевского (1916) создается Русское социологическое общество его имени, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространение социологических знаний. В его состав тогда кроме профессиональных социологов вошли: физиолог И. П. Павлов, психолог В. М. Бехтерев, экономист Н. Д. Кондратьев, юристы В. А. Маклаков и Л. И. Петражицкий, историки Е. В. Тарле и П. Н. Милюков, публицист А. В. Пешехонов.

     Председателем был избран известный социолог и историк, академик А. С. Лаппо-Данилевский. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения.

     Итак, на втором этапе своего развития российская социология прошла процесс институциализации. К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинает относиться к социологической науке все более настороженно и даже враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество им. М. М. Ковалевского.

     Третий этап, длившийся с середины 1920-х гг. до середины 1950-х гг., был самым «черным» в истории российской социологии. В сущности, она была вытеснена научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией, на нее был навешен ярлык «буржуазной науки».

     Новая институциализация социологии началась после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 г. по решению ЦК КПСС была создана Советская социологическая ассоциация (АСС), члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной» науки и готовили кадры социологов в СССР. В 1961 г. в Институте философии АН СССР появился научный сектор исследований новых форм труда и быта (заведующий Г. В. Осипов); тогда же в Ленинградском университете была создана лаборатория конкретных социальных исследований (заведующий В. А. Ядов). В течение 1960-х гг. секторы и лаборатории для решения прикладных социологических задач появляются в Новосибирске, Свердловске, Тарту. В 1968 г. в Москве был образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ) (директор – академик А. Румянцев, который в 1970-е гг. был снят с должности за недостаточно жесткое противодействие «буржуазной» социологии). Наконец, в 1974 г. был основан журнал «Социологические исследования». Итак, в послевоенное время произошла частичная институциализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами.

     Четвертый, современный, этап – этап бурного развития российской социологии – наступил в середине 1980-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвидирует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношениях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других развитых стран.

     Таким образом, в России социология как самостоятельная наука возникла в первой трети XIX в. и имеет более чем 160-летнюю историю. Это сравнительно молодая, но уже достаточно оформившаяся наука, имеющая различные подходы к предмету исследования (объективный и субъективный) и направления исследования. Основные направления в истории социологии: позитивизм, материалистическое направление (марксизм), антипозитивизм (неокантианство), господствовавший в 1880–1920 гг., психологическое направление и, наконец, неопозитивизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления.

Народническое

     Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения.

     Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке – религиозное.

     По вопросам тактики народничество делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты  во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

     Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.

     Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.

     Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

     Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.

     Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.

     Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту. Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение – социология. Социология – это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов.

     Революционное народничество создало такую организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе «Народной воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов .

Либеральное

     Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны.

     Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.

     Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.

     Своё мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество – это совокупность частных отношений между лицами». По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.

Марксистское

     Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально-философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти      Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"