Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:27, контрольная работа
В контрольной работе рассмотрена теория биологической эволюции, разработанная в трудах Г. Спенсера.
Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Г. Спенсера, произвела колоссальное впечатление на современников. Естественно, что научное событие такого масштаба не могло не затронуть сферу социальных наук. С середины XIX в. принципы теории эволюции энергично вторгаются в самые разнообразные области социального знания – от экономики и государствоведения до лингвистики.
В целом ключевые понятия теории биологической эволюции: «выживание сильнейшего» – стали в какой-то мере характерными для всей социальной науки второй половины XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил не только и не столько как особое направление, сколько как определенная парадигма, проникшая в разные направления социологической мысли.
Но идеи борьбы за существование и выживания сильнейшего к концу XIX в. выходят далеко за пределы науки и становятся популярными в массовом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике, художественной литературе. Известно, что этими идеями были очарованы американские писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер (трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик»). Представители экономической элиты, магнаты бизнеса с удовольствием узнали из теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и талантливые, а, согласно закону эволюции, зримое воплощение естественного отбора и победы в универсальной борьбе за существование. «Соответственно для Рокфеллера было вполне в порядке вещей заявлять, что «образование большой компании – это просто выживание наиболее приспособленного», а великолепия Американской розы можно достичь, только пожертвовав первыми бутонами, которые вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла – утверждать: «Богатства железнодорожных компаний определяются законами выживания самых приспособленных». Или для Джорджа Херста сказать в сенате, в котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его прозвали «клубом миллионеров»: «Я не очень знаком с книгами, я не очень много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще. Накопив опыт, я пришел к выводу, что члены сената – это те, кто выжил, это самые приспособленные».
Общепризнанным инициатором и
вдохновителем социального
Социальную эволюцию Спенсер понимал
как многолинейный процесс. Его
вера в социальный прогресс была гораздо
более осторожной, чем у Конта
и Маркса; свой взгляд на характер социального
развития он определял как «относительный
оптимизм». Мировоззрение Спенсера было
лишено присущих Конту и Марксу мессианизма
и утопизма. Он впервые среди классиков
социологической мысли отделил социологию
от утопии (у Конта – позитивистско-
Тем не менее, из всей фундаментальной
и многоплановой системы
Различая два главных типа обществ – воинственный и промышленный, – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем; во втором имеет место главным образом промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.
В изображении же ряда интерпретаторов Спенсер выглядел мизантропом, бесчувственным и жестокосердным человеком, призывающим холодно наблюдать за тем, как в борьбе за существование сильнейшие будут безжалостно пожирать слабейших невзирая ни на какие моральные и правовые нормы.
Самая известная и оригинальная работа Самнера – «Народные обычаи» (1906) – основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете, обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи – результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию «четырех желаний» Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.
Наибольшую известность
Метод исследования |
Возможности использования |
Пределы применения |
«полевое» исследование |
||
Опросы |
||
Наблюдения |
||
Анализ документов |
||
Экспертная оценка |
||
эксперимент |
Список использованных источников.
Социология. Учебник для юридических вузов. СПб, издательство «Лань», СПб Университет МВД РФ, 2000
Социология. Курс лекций. Радугин А.А., Радугин К.А., Москва, издательство «Центр», 1997