Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрена теория биологической эволюции, разработанная в трудах Г. Спенсера.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 21.70 Кб (Скачать)
  1. Теория выживания сильнейших с точки зрения Г. Спенсера.

 

Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Г. Спенсера, произвела колоссальное впечатление  на современников. Естественно, что  научное событие такого масштаба не могло не затронуть сферу социальных наук. С середины XIX в. принципы теории эволюции энергично вторгаются в  самые разнообразные области  социального знания – от экономики  и государствоведения до лингвистики.

В целом ключевые понятия теории биологической эволюции: «выживание сильнейшего» – стали в какой-то мере характерными для всей социальной науки второй половины XIX в. Поэтому социальный дарвинизм выступил не только и не столько как особое направление, сколько как определенная парадигма, проникшая в разные направления социологической мысли.

Но идеи борьбы за существование  и выживания сильнейшего к  концу XIX в. выходят далеко за пределы  науки и становятся популярными  в массовом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике, художественной литературе. Известно, что этими  идеями были очарованы американские писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер (трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик»). Представители экономической элиты, магнаты бизнеса с удовольствием узнали из теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и талантливые, а, согласно закону эволюции, зримое воплощение естественного отбора и победы в универсальной борьбе за существование. «Соответственно для Рокфеллера было вполне в порядке вещей заявлять, что «образование большой компании – это просто выживание наиболее приспособленного», а великолепия Американской розы можно достичь, только пожертвовав первыми бутонами, которые вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла – утверждать: «Богатства железнодорожных компаний определяются законами выживания самых приспособленных». Или для Джорджа Херста сказать в сенате, в котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его прозвали «клубом миллионеров»: «Я не очень знаком с книгами, я не очень много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще. Накопив опыт, я пришел к выводу, что члены сената – это те, кто выжил, это самые приспособленные».

 

Общепризнанным инициатором и  вдохновителем социального дарвинизма явился английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Спенсер был выдающимся ученым, и его творчество никоим образом не ограничивается рамками того, что принято обозначать ярлыком «социальный дарвинизм». Этот ярлык неприменим к нему хотя бы потому, что некоторые его идеи относительно эволюции человеческого общества Дарвин впоследствии распространил на мир растений и животных, так что, как справедливо было замечено, скорее не Спенсера, согласно укоренившемуся стереотипу, следует считать социальным дарвинистом, а, наоборот, Дарвина – биологическим спенсерианцем.

Социальную эволюцию Спенсер понимал  как многолинейный процесс. Его  вера в социальный прогресс была гораздо  более осторожной, чем у Конта  и Маркса; свой взгляд на характер социального развития он определял как «относительный оптимизм». Мировоззрение Спенсера было лишено присущих Конту и Марксу мессианизма и утопизма. Он впервые среди классиков социологической мысли отделил социологию от утопии (у Конта – позитивистско-социократической, у Маркса – коммунистической), соединив ее с идеей либерализма. Тем самым он внес решающий вклад в превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопических, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она появилась на свет.

Тем не менее, из всей фундаментальной  и многоплановой системы Спенсера, изобилующей глубокими идеями и  разнообразными фактами, в сознании научного сообщества и публики оседали, как правило, три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор» (который Спенсер вообще считал далеко не универсальным объяснительным принципом), «борьба за существование» и «выживание сильнейшего». Хотя эти формулы действительно присутствовали у английского мыслителя, их удельный вес и значение в его теоретической системе часто преувеличивались, а их истолкование носило вульгарный и карикатурный характер у эпигонов и тех, кто нашел в них для себя удобное основание аморализма, беззакония и политической беспринципности.

Различая два главных типа обществ  – воинственный и промышленный, – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении  или порабощении побежденного победителем; во втором имеет место главным  образом промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.

В изображении же ряда интерпретаторов  Спенсер выглядел мизантропом, бесчувственным и жестокосердным человеком, призывающим  холодно наблюдать за тем, как  в борьбе за существование сильнейшие будут безжалостно пожирать слабейших  невзирая ни на какие моральные и  правовые нормы.

Самая известная и оригинальная работа Самнера – «Народные обычаи» (1906) – основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете, обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи – результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию «четырех желаний» Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.

Наибольшую известность получили разработанные Самнером в «Народных обычаях» понятия «мы-группа», или «внутренняя группа»(«we-group», «in-group») и «они-группа» или «внешние группы» («they-group», «out-groups»). Отношения в «мы-группе» отличаются сплоченностью, тогда как отношения с «они-группами» – враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как «взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней». Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотношений между группами в первобытных обществах, разработанные им понятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии, социальной психологии и этнопсихологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Укажите возможности применения основных методов социологического исследования, а также пределы их использования. Заполните таблицу.

 

Метод исследования

Возможности использования

Пределы применения

«полевое» исследование

   

Опросы

   

Наблюдения

   

Анализ документов

   

Экспертная оценка

   

эксперимент

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

Социология. Учебник для  юридических вузов. СПб, издательство «Лань», СПб Университет МВД РФ, 2000

Социология. Курс лекций. Радугин  А.А., Радугин К.А., Москва, издательство «Центр», 1997

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"