Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1. Организационные структуры социального управления…………………..3
2. Закономерности системы социального управления……………………... .9
3. Взаимосвязь социальной политики и социального управления…………12
4. Формирование и развитие социальных общностей и
управленческие воздействия на эти процессы………………………………13
5. Мероприятия по развитию социальных процессов……………………… 16
Список литературы ……………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 277.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...2

1. Организационные структуры социального управления…………………..3

2. Закономерности системы социального управления……………………... .9

3. Взаимосвязь социальной политики и социального управления…………12

4. Формирование и развитие социальных общностей и

управленческие воздействия на эти процессы………………………………13

5. Мероприятия по развитию социальных процессов……………………… 16

Список литературы ……………………………………………………………18

 

 

Введение.

 

        В изучении  социальных  явлений и  процессов социология  основывается  на принципах историзма. Это означает, что,  во-первых, все социальные  явления и процессы рассматриваются как  системы, обладающие  определенной внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их  функционирования  и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения  и  закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

         Наиболее  общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами-люди, социальная  деятельность  которых  обусловливается  определенным  социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями),  которые

они выполняют, социальными  нормами  и  ценностями,  принятыми  в  данной системе, а  также индивидуальными качествами (социальные качества  личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

          Социальная система может   быть  представлена  в  трех  аспектах.

Первый аспект как множество индивидов, в  основе  взаимодействия  которых лежат  те  или  иные  общие  обстоятельства (город , деревня,  трудовой коллектив и т. д.); второй-как иерархия социальных  позиций  (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы ,  и социальных  функций  (ролей),  которые  они  выполняют  на  основе  данных социальных  позиций;  третий-как совокупность   норм   и   ценностей, определяющих характер и содержание  поведения элементов данной  системы.

         Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй с понятием социальной  организации и третий  с  понятием  культуры.   Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство  трех  сторон: социальной общности, социальной организации и культуры.

 

 

1. Организационные структуры социального управления.

 

         Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.

         Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:

Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.

         Целостность - состояние единого и целого.

         Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого.

         Структура - это внутреннее строение целостного объекта.

         Организационная структура управления - одно из ключевых понятий, тесно связанное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней.

         Организационная структура управления  - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.[2]

         В целом, cистема управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую (cубъект) - лицо или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия; и управляемую (oбъект) - социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач. Каждая из этих систем обладает самостоятельностью, имеeт многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

         Oрганизационная структура управления входит состав структуры управления и характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности.

         В организационной структуре управления выделяются следующие элементы: уровни управления, звенья, горизонтальные и вертикальные связи.

         Вертикальные связи характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

        Горизонтальные связи характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

         В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности.

         Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, получаемый путем совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности по целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так и по вертикали.

         Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Mатричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, в акционерных обществах и др. организациях.[2]

 

Рисунок 1- Классификация типов организационных структур управления.

 

         Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

Рисунок 2 -Линейная структура управления.

 

         Линейно-функциональная структура управления основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.

 
 
Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура управления.

 

         Линейно-штабная структура управления  представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью.

         Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.

 
Рисунок 4 - Линейно-штабная структура управления.

 

         Матричная структура управления  представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рисунок 5 - Матричная структура управления.

 

         Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

         Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

         Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.[1]

 

2. Закономерности системы социального управления.

 

         Для успешного социального управления необходимо познание объективных закономерностей и тенденций развития, чтобы обеспечить оптимальное функционирование и регулирование всей системы управления.

         К законам управления относятся.

         Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.   

         Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности.

         Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.  

         Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия.

       Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе.

         Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.  

         Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.  

         В целом в теории управления понятие  закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования.

         Доктринальность, разработка которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной закономерностью современного социального управления.  

         Доктрина социальная - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, - выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации и является основополагающей для определения стратегических целей социальной политики, выражающей интересы граждан.

         Передача  функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления (один из важнейших законов современного социального управления), развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.     

      Особое  внимание следует обратить на единство теории и практики: в практике социального  управления должны реализовываться  такие закономерности управления:  

  • система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;  
  • между управляемой и  управляющей подсистемами социальной системы  должна соблюдаться  пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
  • между централизацией и  децентрализацией функций  социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);  
  • различные слои населения должны принимать участие  в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.[3]

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"