Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

1. В чем состоят главные отличия социологии от других наук, изучающих человеческое общество?

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

 

1.                  В чем состоят главные отличия социологии от других наук, изучающих человеческое общество?

Не в меньшей степени задача социологии отличается от задач таких генерализирующих социальных наук, как экономика, политология и право. Экономика также является генерализирующей наукой, поскольку она пытается обнаружить и сформулировать свойства, отношения и закономерности, которые повторяются во времени и в пространстве и являются общими для всех экономических явлений определенного класса. То же самое можно сказать, с соответствующими поправками, о любой другой генерализирующей социальной науке.

Социология отличается от таких дисциплин в нескольких отношениях. Прежде всего, каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Например, экономика изучает хозяйственные структуры как инвариант общества; политология анализирует государство как особый тип общества; религиоведение исследует церковь как тип общества. Метасоциология исследует общество как род, с присущими ему свойствами и отношениями, которые обнаруживаются в любом обществе, будь то фирма, церковь, государство, клуб, семья и т. п. Или другой пример: экономика имеет дело с производственными циклами и флуктуациями, политология изучает циклы и флуктуации в политической жизни. Социология же рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающий практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом. То же можно сказать о таких социальных процессах, как соревнование и эксплуатация, господство и подчинение, стратификация и дифференциация, солидарность и антагонизм и т. д. Каждый из этих процессов возникает не только в отдельных сферах надорганики, но практически во всех отсеках социокультурной жизни и, будучи таковым, требует изучения своего родового вида и связей между каждым отдельно взятым видом и другими специальными подвидами того же процесса. Такое изучение переходит границы любой отдельной дисциплины. Оно требует существования особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между ними. Эта задача выполняется социологией.

От   других  социогуманитарных  наук  ее отличает, прежде всего, то, что для нее нет специально отведенной области, она не  изучает  какие-либо специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления.

Список литературы: Сорокин П.А. ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБЩЕСТВО. Общ. Ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. - М.· Политиздат, 1992. — 543 стр.

 

2.                  Что является объектом социологии как науки и ее предметом?

 

Объект   науки:

1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.

2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет   науки:

1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения  науки   и  практики закономерных связей  и  отношений этой реальности.

2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития  и  функционирования изучаемого  объекта, интересующее данную  науку.

3) Модель изучаемого  объекта  (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной  науки.

4) Более узкое, по сравнению с  объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент  объекта, интересующую конкретную  науку.

3.                  Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?

Социология сама по себе это что? размышления и только, это же не математика, психология, философия - по-моему, эти науки и родили социологию.

4.                  Как бы вы объяснили причины того, что в течение нескольких десятков тысяч лет существования человеческого общества (если вести отсчет с родоплеменного строя, возникшего 40 тыс. лет назад) люди не задумывались о мировом сообществе и не ощущали потребности в нем?

Не правда. Было много завоевателей желающих объединить под своей пятой весь мир.

5.                  Охарактеризуйте два социальных института общества религию и семью: их функции в обществе, традиции, обычаи, статусы и роли, заполнив таблицу.

 

Характеристики

Религия

 

Семья

Функции в обществе

 

Интегративная, регулятивная, психотерапевтическая, коммуникативная

Репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная

Социальные организации, входящие в социальный институт

 

церковь,

секта,

харизматический культ,

деноминация

родственники,

группы, объединенные родственными связями

 

 

6.                  Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

 

Социальный   статус  – общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

Индивид, - ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей.

 

7.                  Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

Статусные   символы  – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;

Статусный имидж  (от англ. image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права  и  обязанности;

      Имидж  – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара  и  т. д.).

 

8.                  Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

Сторож

Продавец

Плотник

Доярка

Мясник

Сантехник

Врач

Водитель

Кассир

Учитель

Шахтер

Сталевар

Юрист

Менеджер

Банкир

Парламентарий

Препод. вуза

Токарь

 

 

9.                  Чем неформальные организации отличаются от формальных?

Если  формальная   организация  опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в  неформальной  подобная структура носит ситуационный характер. Формальная  структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а  неформальная  - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

10.             Что такое социальная группа?

Социальная   группа  – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998

11.   Как можно классифицировать социальные общности?

1. По количеству членов социальные группы могут быть малые, большие и массовые.

2. По времени существования: временные, группы продолжительного существования, постоянные,

3. По компактности существования: дисперсные группы (рассеянные), собранные компактно, собираемые периодически.

4. По форме конституирования: стихийно сложившиеся, собравшиеся добровольно, собранные насильно, конституированные под давлением обстоятельств,

5. По характеру: открытые и закрытые группы.

6. По степени организованности: организованные частично организованные, неорганизованные.

7. По структурированности: имеющие постоянную структуру, имеющие временную структуру, не структурированные.

8. По функциональным признакам: однофункциональные, многофункциональные, суперфункциональные.

9. По виду деятельности: полностью занимающиеся одним видом деятельности, частично занимающиеся одним видом деятельности, занимающиеся разными видами деятельности.|

10. По социально ориентированной функциональности: производственные, политические, этнические, религиозные, родственные, местные, территориальные.

11. По связи с государственными организациями: гражданское общество, социальные ассоциации, социальные группы, созданные государством.

12. По форме социального управления: социальные группы, управляемые государством, само­управляемые социальные группы.

13. По принципу структурирования: координированные, субординированные, иерархические.

14. По форме внутригруппового сплочения: сплоченные, разобщенные.

15. По степени внутригруппового подразделения: унитарные, федеральные и конфедеральные.

16. По социально значимым целям: ретранслирующие социальные отношения, трансформационные, конструктивные, деструктивные.

Момджян К .К.  Введение в социальную философию. М., 1997.

12.             Характеризуя структуру античного общества, Платон выделил три класса (вспомните их). А какие классы в российском обществе можете выделить Вы? Охарактеризуйте их.

 

Свиньи, которые дорвались до кормушки и никого к ней не подпускают.

Псы, которые охраняют свиней и имеют подачки от них.

Овцы - все остальное молчаливое население...

13.             По мнению некоторых ученых, люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на бедных и богатых сильнее. Как бы вы прокомментировали эту точку зрения?

Государство наше виновато во многом, но не в том, что подавляет инициативу.

Люди беднеют из-за другого:

- "хозяева" (владеющие заводами, пароходами...) не хотят платить нормальные зарплаты

- многие уклоняются от уплаты налогов

- воровство развито очень сильно (в первую очередь на высоком уровне)

- многие просто ленятся на работе, иногда "оправдывают своё безделье низкой зарплатой". Любят "перекурить" по малейшему поводу

- часто случается пьянство на работе (прямо перед работой)

- устаревшие технологии и старая техника, станки, устройства на работе.

14.                      Охарактеризуйте современное состояние России в перспективе глобализации социальных процессов. Перечислите положительные и отрицательные тенденции в данном направлении.

Глобализация-это резко возросшее (взаимовлияние и взаимозависимость) народов и государств распространяющееся на все (сферы) общественной жизни

Процесс глобализации связан с двумя процессами интеграции и дифференциации. Дифференциация-(французское differenciation, от латинского differentia - разность, различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени

Интеграция - (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer - целый),

понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

Основное противоречие этих двух процессов уже заложено в самом процессе, глобализации это стремление к обособлению частей с одной стороны и стремление к объединению с другой.

Сегодня глобализация идет во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, социальной. Все сферы общественной жизни охвачены глобальными процессами

Противоречия в общественной жизни являются источником социальных проблем.

Конец века отчетливо выявил опасное несоответствие между глобальным масштабом проблем, с которыми сталкивается человечество, и ограниченными - как правило, национально-государственными - средствами и методами их решения. Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"