Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является социология культуры Макса Вебера.

Важной задачей социально-гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей: решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности (или ее фрагментов), тесная связь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа постижения социальных явлений, «нацеленного» на смысл. Создав «понимающую социологию», Вебер, однако, не отрицал роли объяснения (посредством причины, закона и др. рациональных средств) в познании социокультурных явлений.3

Цель моей работы: Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.

Задача - выявление значения социологии культуры Макса Вебера.

Содержание

Введение………………………………………………………. 3

Глава I Личность Макса Вебера…………………………… 6

Глава II Концепция культуры Макса Вебера

1.Работы Макса Вебера……………………….… 10
2.Особенности работ Макса Вебера……………… 11
3.Значение концепции Макса Вебера
в развитии культуры…………………………..… 13

Заключение…………………………………………………. 17

Использованная литература……………………………… 19

Работа содержит 1 файл

Культурол.rtf

— 146.06 Кб (Скачать)

 

    Заключение 

    Таким образом, важной задачей социального гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей: решаюшее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности (или его фрагментов), тесная связь с субъективными предпосылками, преобладания качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа в постижении социальных явлений «нацеленного» на смысл.

    Вебер убежден, что рационализация, социального действия - это тенденция самого исторического процесса. Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно - исторический процесс.

    Задача исследователя - сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, дать причинное объяснение его исторического возникновения.

    Вебер разработал теорию «идеальных типов». Опираясь на идеи и методологические принципы "Капитала" Маркса, который называл «образцом идеально-типической конструкции». Развивал  идеи Риккерта о необходимости четкого различия субъективно-практического «отнесения к ценностям», сформулировал постулат «свободы от оценки» в качестве важнейшего методологического принципа познания социальных явлений.

    Именно таким образом в веберской методологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде тотношений несомненно отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества (этического и личного примера), религиозных организаций, ценностных ориентаций.

    М. Вебер совершил плодотворный отход от ортодоксального позитивизма и ввел принцип "понимания" человеческого действия, которая дается только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслы имеют не индивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются в конструкции, названные Вебером "идеальные типы".

    Именно благодаря этой конструкции в поле зрения социологии культуры вошла проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.

    Такого рода дискуссии, предметом которых были личность, философия, культура, политические взгляды Вебера, показывают, с моей точки зрения, многочисленные стороны его творчества, дающее право сказать, что Макс Вебер - наш современник. Он является им прежде всего потому, что его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько богато и двусмысленно, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по разному. Его труд, возможно уже превзойден, но остается всегда актуальным. Идет ли речь о понимающей социологии, об идеалном типе, о различении между ценностным суждением и отнесением к ценностям, о субъективном смысле поведения как самостоятельном объекте научного интереса социолога, противопоставлении понимая своего поведения субъектами и социологом - поэтому поводу можно задавать много вопросов или высказывать возражения.

    Веберовскую науку можно определить, таким образом, как усилие, направленное на то, что бы понять и истолковать те ценности, которые люди считали своими, и творения, ими созданные.

 

    Использованная литература 

  1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н., "История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс", Москва, 1991 г.
  2. Громов И.А., Маскевич А.Ю., Семенов В.А., "Западная социология", Санкт-Петербург, 1997 г.
  3. Драч Г.В., "Культурология", (учебное пособие) изд-во /Феникс/, Ростов на Дону, 1997 г.
  4. Ерасов Б.С., "Социальная культурология", изд-во /Аспект Пресс/, 2-е изд-ние, Москва, 1996 г.
  5. "Культурология XX век. Антология", изд-во /Юрист/, Москва, 1995 г.
  6. Радугин А.А., Радугин К.А., "Социология", (курс лекций) изд-во /Центр/, Москва, 1997 г.
  7. Реймон Арон, "Этапы развития социологической мысли", изд-во /Универс/, Москва, 1993 г.
  8. "Современная философия: словарь и хрестоматия", изд-во /Феникс/, Ростов на Дону, 1996 г.
  9. "Человек и общество. (Культурология)", (словарь справочник) изд-/Феникс/, Ростов-Дон, 1996 г.
 

 

    Приложения 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"