Контрольная работа по дисциплине "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

1. Социологическая концепция Марксизма.
2. Дать определения следующим понятиям.
3. Чем отличается социальное развитие от социального цикла:
А. наличием субъекта;
Б. скоростью движения;
В. отсутствием повторений;
Г. предопределенностью?

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 36.72 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ 

 


 

 

 

          Контрольная работа

     по дисциплине «Социология»

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила студентка:

Конарева Е.А.   

Специальность:

ЭУС  3 курс

Шифр 270706018

       Проверил:

 

                        

 

Тюмень 2009

Часть 1

Вопрос 8: Социологическая концепция Марксизма.

В XIX в. сформировалась и завоевала  широкое признание социологическая концепция марксизма, Карл Маркс (1818 1883) - социальный мыслитель, философ, экономист - никогда не называл себя социологом. Марксизм всегда отличался своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Вместе с тем, если усилия Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом.

Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания  истории. Эта концепция получила теоретическое и эмпирическое обоснование  в знаменитом труде К.Маркса "Капитал". Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства (производительные силы и производственные отношения), а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического  развития воздействуют политические формы  классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные  воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал  его основной принцип, а именно, что  развитие исторического процесса обусловлено  способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными  силами Изменение производительных сил ведет к смене способа  производства, а вместе со способом производства меняются все экономические  отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений  дал возможность объяснить повторяемость  явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической  формации

Вместе с Фридрихом  Энгельсом (1820 - 1895) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, под которой понималась сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур.

К.Маркс и Ф.Энгельс  исследовали историю становления  и развития основных общественных формаций, первобытно-общинной, рабовладельческой и феодальной. Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство. При этом буржуазия рассматривалась ими как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах общества. Лишь пролетариат (класс неимущих), по мнению Маркса, является прогрессивным и передовым классом. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены гарантом истинности социального знания. В науку вводится критерий "партийности", приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и т.д.).

Вхождение Маркса и его идей в историю  социологического знания было делом  противоречивым и неоднозначным. Николай  Кареев, изучавший эту проблему, сделал вывод, что экономическому материализму можно отказать в праве называться социальной теорией из-за того, что Маркс соединил свои теоретические выкладки с определенными социально-политическими требованиями, которые стали разновидностью учения о социализме и коммунизме.

Европейские и российские ученые XIX-XX века постоянно  спорили и критиковали идеи марксизма.

Многие  из основных идей Маркса и Энгельса были хронологически высказаны и  опубликованы еще при жизни основателя социологии, Огюста Конта:

1) «Немецкая идеология» 1845-1846 гг. Была  известна небольшому кругу людей.  Первое издание на русском  языке – в 30 гг. Эта работа  важна для понимания марксизма  и социального познания. Многие  идеи, высказанные в работе, были  развиты в последствии Э.Дюркгеймом.  
2) Манифест Коммунистической партии 1848 года.  
3) Работа «Классовая борьба во Франции». Вышла в 1856-1857 гг. Важна для понимания экономического детерминизма марксистской теории.  
4) «К критике политической экономии». В предисловии к ней Маркс изложил суть материалистического понимания истории, которое вошло в историю как экономический детерминизм.

Все эти работы пролежали под сукном и не оказали большого влияния  на развитие социальной науки. Основным способом критики идей Маркса долгое время было замалчивание.

Однако  в 80-90 гг. произошел перелом в отношении  к марксизму. В 1896 году состоялся  Конгресс Международного института  социологии. Благодаря многим видным социологам, выступившим на нем (Ковалевский, Лилиенфельд, Теннес и др.), теория Маркса оказалась в центре внимания ведущих социологов. Многие критиковали ее, но многие важные моменты в их фразеологии были заимствованы у самого Маркса, или излагались в духе его идей.

Маркс инициировал всплеск интереса к  капитализму как социальному  и культурологическому феномену, его классовая теория навеяла  теорию социальной стратификации.

Несмотря  на идеологическую разницу между  Марксом и Контом, между ними есть и сходства, касающиеся гносеологической стороны:

1) Оба ориентировались на принципы  естественно-научного познания  
2) Оба стремятся найти основные законы социального развития, которые действуют неотвратимо.

Маркс считал основным недостатком предшественников то, что они не открыли основной закон развития общества.

Законы  развития истории виделись ему как  закон возникновения и развития человеческого общества – или  иными словами, закон экономических  формаций.

Маркс представлял историческую смену формаций как естественный переход общества от одного состояния к другому:

1) Первобытнообщинное  
2) Рабовладельческое  
3) Феодальное  
4) Капиталистическое  
5) И, наконец, коммунистическое общество

Таким образом, он подвел четкий фундамент  научного знания под историю развития человеческого общества.

Свою  концепцию Маркс изложил в  работе «К критике политэкономии». По Марксу, конечная причина и решающая сила всех событий всемирной истории  – материальное производство, или  характер экономического уклада, который  связан с неравноправным отношением к собственности. Это в свою очередь  приводит к разделению общества на различные классы и к борьбе между  собой.

Кризис  общественного развития начинается с кризиса материального способа  производства. Этот кризис обусловлен несоответствием существующих производственных отношений уровню развития производственных сил.

Производственные  отношения – отношения, которые  формируются в процессе материального  производства. Отношение к собственности, распределению и потреблению  материальных благ.

Производительные  силы – орудия труда, предмет труда, рабочая сила.

Таким образом, кризис – это когда производственные отношения являются тормозом для  развития производственных сил. По мере углубления кризиса, он начинает затрагивать  все сферы общественной жизни. Следовательно, наступает эпоха социальной революции. Такая революция является локомотивом  исторического развития общества и  знаменует переход от одной общественной формации к другой, более прогрессивной.

Учение  о формациях с методологической точки зрения является важной научной  процедурой познания истории человечества, направлено на выявление определенных социальных типов. В этом смысле понятие  формации – идеализация. Через формацию выражается специфика этапов развития человечества.

Подчеркивая важность производственных отношений, Маркс рассматривает общество как  понятие, отождествленное с производственными  отношениями в их совокупности. Производственные отношения вместе образуют общественные отношения, или общество, находящееся  на определенной ступени своего развития.

Однако  учение Маркса об обществе как совокупности производственных отношений не исчерпывается  только этим. Он дает развернутое понимание  общества – социальные аспекты, политическую структуру, связанную с формой государственного устройства, а также указывает  на духовную сторону жизни.

Маркс рассматривает общество как социальную систему, где системообразующий фактор – производственные отношения, экономика.

Общество  как таковое, по Марксу, - продукт  взаимодействия людей. Это во многом определило дальнейшее развитие социальной мысли. Маркс спрашивает: свободны ли люди в выборе той или иной формы общества? И отвечает – нет. Аргументируя такую мысль следующим образом – возьмите определенную модель производительности труда людей и получите определенную модель потребления и обмена, из которых вытекает общественный строй. А уже из-за характера общественного строя формируются различные семейные отношения, классовая структура и т. д. Т. е. гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество и получите определенный политический строй, который является формальным отражением гражданского общества.

Таким образом, у Маркса общество – совокупность отношений отношения людей в  процессе производства, отношения к  природе и отношения друг к  другу.

С появлением этих связей формируется  общественное разделение труда, образование  профессий. А с появлением частной  собственности идет деление на классы, слои, социальные группы. Т.е. начинают формироваться различные модели общественных отношений.

Ввиду различных средств производства формировались и различные типы обществ.

Такова  основная идея возникновения общества.

Весь  этот конгломерат идей рассматривается  в теории конфликта.

Маркс подчеркивает, что в условиях антагонистического общества движущей силой общественного  развития выступает классовая борьба. Причем она возникает из-за того, что люди разделены на различные  классы в соответствии с их отношениям к средствам производства. Отсюда следует, что экономиче6ское и социально-политическое положение классов таково, что  они вынуждены сталкиваться и  бороться друг с другом.

Классовая борьба многопланова. Она затрагивает  не только производство, но и все  стороны общественной жизни. По Марксу, антагонистические классы не имеют  общих ценностей, и вся структура  общественной жизни находится под  влиянием классовой борьбы.

Карл  Маркс, претендуя на научность, был  очень нетерпим к своим политическим оппонентам, вел ожесточенную полемику с русскими народниками. И вообще был русофобом.

При всех идеологических издержках, идеи марксизма  являются неотъемлемой частью социальной науки.

В марксизме дан глубокий исторический анализ развития человечества. Дано понимание  общества как системы, что сейчас является основополагающим в современной  социологии. Даны причины классовой  дифференциации. И вообще, многие положения  марксизма широко используются в  современной социологии и являются актуальными для социальной науки  в целом.

Изучая  социологическое наследие марксизма, нужно иметь ввиду, что оно не исчерпываются классовой борьбой и материальным фактором, выходит за примитивные рамки пролетарского пафоса. Социальная концепция Маркса более богата.

Так, в работе «Экономико-философские  рукописи» Маркс выступил как  гуманист, поборник идеи свободы человека, его творчества.

К сожалению, в советское время  многие моменты в наследии марксизма  не были востребованы.

Маркс и Энгельс были одни из первых, кто  использовал в своих научных  изысканиях данные эмпирических исследований, социальной статистики (анкета для  рабочих, на основании которой была написана работа Энгельса «Положение рабочих в Англии»). Таким образом, марксизм затрагивал и методологические проблемы научного знания.

Существует  множество толкований марксизма. И  каждое из них претендует на истину. Нужно понимать, что идеи таких  толкователей нужно рассматривать  в контексте времени и социально-культурных ценностей, в которых они находились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Тема 8. Социальные изменения  и развитие.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Социальные изменения - перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

социальный  прогресс -  восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости;

 

социальный регресс - процесс, противоположный социальному прогрессу, локальный процесс,  охватывающий отдельные общества в исторически сравнительно небольшие промежутки времени;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социология"