Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа
на тему: «Социология в СССР и России: история и современность»
Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество, что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.
Ситуация в отечественной социологии 1970—1980-х гг. определялась рядом особенностей.
Во-первых, резко усилилось социологическое мифотворчество, которое, по существу, носило заказной характер. Оно было направлено на апологетику тех сторон жизнедеятельности общества, которые в реальности отсутствовали: усиление социальной однородности общества, сближение классов и социальных групп, образование повой исторической и социальной общности — «советский народ», гармонизация национальных отношений, движение за коммунистический труд, единодушное одобрение партийных решений и т.д. Будучи изобретенными не социологами, а представителями таких общественных наук, как философия и особенно научный коммунизм, эти мифы должны были получить социологическое обоснование, причем с помощью конкретных исследований. Таким был социальный заказ партийно-государственного аппарата, и социология «отрабатывала» оказанное ей доверие. Социологические исследования были призваны идеологически обеспечить правдивость мифа о стабильности и процветании советской системы и общества развитого социализма, тогда как на самом деле уже давно начались их застой.
Во-вторых, несмотря на растущее стремление социологии и социологов доказать спою полезность и необходимость для общества и его конкретных структур, снижается уровень востребованности, как теоретической, так и эмпирической (в том числе и прикладной) социологии.
В-третьих, многочисленные попытки доказать необходимость профессиональной и образовательной институционализации социологической науки за счет введения должностей социолога на предприятиях и в учреждениях и открытия профессионального социологического образования постоянно наталкивались па ожесточенное сопротивление со стороны людей, противодействовавших признанию самостоятельности социологической науки.
В-четвертых, в 1970— 1980-х гг. определенным образом снизилась (в сравнении с периодом 1960-х гг.) научная и социальная активность многих ведущих социологов страны (что, впрочем, никак не сказалось на их высоком статусе), которые в условиях ужесточения политико-идеологических тисков вынуждены были зачастую работать «в стол», ожидая наступления иных, лучших времен.
Отношение к зарубежной социологии по-прежнему определялось официальными партийными установками на продолжение и усиление идеологической борьбы с ней. Последняя была направлена в значительной степени против использования достижений мировой теоретической социологии, которые, по существу, игнорировались и замалчивались. В то время как мировая социология переходила на новую модель теоретического анализа, связанного с разработкой ряда парадигм и исследований тех или иных проблем в рамках каждой из них, представители отечественной социологии не использовали даже этого понятия.
Вместе с тем, говоря о состоянии отечественной социологии в 1970— 1980-х гг., необходимо отметить ее достижения — как институционального, так и содержательного и исследовательского характера.
Большую роль в развитии отечественной социологии сыграл журнал «Социологические исследования», учрежденный АН СССР. Его первый номер вышел в свет в 1974 г. С начала работы издания по 1986 г. его главным редактором был А.Г. Харчев. Долгое время (почти до конца 1980-х гг.) журнал оставался единственным органом социологической периодики. Журнал работал в очень сложных условиях идеологического прессинга, тем не менее, сумел сохранить свое относительно независимое научное лицо и обеспечить достаточно высокий профессиональный уровень публикуемых материалов.
Именно в период застоя приобрела популярность так называемая «заводская», или промышленная, социология. Практическая потребность в ней стала ощущаться уже в 1960-х гг. Начали проводиться социологические исследования на предприятиях, так как первые два поколения отечественных социологов не имели специального профессионального образования, которое появилось в стране только в конце 1980-х гг.
В 1980-х — начала 1990-х гг. начался настоящий разгром промышленной социологии, но уже не по идеологическим, а экономическим и финансовым соображениям.
В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах общества . советские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа "расцвета наций при социализме", "сближения города и деревни", "преимущества социалистического образования" и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались, главным образом, представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.
Отечественная социологическая наука стала плавно переходить в новый период своего развития.
Наконец, третий этап развития социологии в СССР начинается во второй половине 80-х годов в эпоху перестройки. Конец 1980-х гг. знаменовал собой ослабление партийно-идеологического прессинга и некоторую, пока еще весьма относительную, свободу творчества в социально-гуманитарных и общественных науках.
Крайне важным для дальнейшего развития социологии стало решение в 1990 г. Высшей аттестационной комиссии об учреждении ученых степеней кандидата и доктора социологических наук по шести социологическим специальностям (до этого за социологические диссертации присваивались чаще всего ученые степени кандидата и доктора философских наук).
В 1989 г. состоялся первый выпуск профессиональных социологов, всего 50 человек (по 25 человек в каждом университете), в дипломах которых специальность называлась «прикладная социология».
Настоящее
же социологическое образование
стало развиваться только с 1989 г.,
когда оказалась полностью «
Активно
развивались самые различные отрасли
социологического знания: социология
труда, социология политики, социология
молодежи, социология права, социология
конфликта, социология девиантного поведения,
социология досуга и многие другие.
Заключение.
Социология -термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков sosiestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение).
Социология - наука (знание) об обществе.
В соответствии со знанием, которое дает наука об обществе, выделяют:
1. теоретическую и эмпирическую социологию;
2. фундаментальную и прикладную социологию;
Также можно выделить:
1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).
2.Отраслевые (частные) социологии.
3.Эмпирические
социологические исследования.
Социология выполняет различные функции:
· познавательную,
· мировоззренческую,
· информационную,
· управленческую,
· критическую,
· прогностическую,
· регулятивную
и др., которые все взаимосвязаны
и часто взаимообусловлены.
Современное социологическое знание обладает сложной внутренней структурой. Как и многие другие науки, исторически социология развивалась в двух направлениях – фундаментальном и прикладном.
На фундаментальном уровне, который принято называть общесоциологическим, исследуются общие вопросы общественного развития, организации и функционирования общества, а также проблемы методологии социологического анализа. На этом уровне формируются фундаментальные социологические теории.
Прикладной уровень социологии ориентирован на исследование и решение конкретных социальных проблем. Здесь социологическое знание формируется на основе эмпирических исследований и выводов, полученных на основе обобщения эмпирических данных. Долгое время эти направления развивались практически параллельно.
Социология как одна из форм самосознания
общества, изменяется вместе с обществом,
вместе с изменением социальной структуры
и связей между общественными группами,
перераспределением власти и влияния
и усложнением системы социального управления,
что позволяет социологии занимать важное
место в системе современного научного
знания.
Список
литературы.
1.Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.:
Гардарики, 2003.
2. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука,
1994
3. А. Кравченко,
В. Анурин. Социология: Учебник для вузов.
2003.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология»