Значительный отпечаток
на процесс формирования гражданского
общества накладывает форсированный
характер процесса российской модернизации,
когда в сжатые сроки одновременно
решаются задачи, доставшиеся от разных
исторических этапов. Изменения материального
положения различных групп населения
приводит к слишком быстрой и радикальной
трансформации прежней социальной структуры.
Это обстоятельство порождает конфликты
государства с различными профессиональными
и социальными группами, что находит выражение
в массовых забастовках. Процесс кристаллизации
автономной личности осложняет то обстоятельство,
что создание рыночных отношений и переход
от тоталитаризма к демократии совпал
по времени с процессами национального
самоопределения этносов и социальной
стратификацией на основе отношений собственности.
Совпадение данных тенденций делает процесс
формирования гражданского общества неустойчивым,
возвратным.
В реальной жизни
противоречиво переплетаются различные,
порой противоположные по своей
направленности интересы и потребности
социальных групп. Это обстоятельство
снижает возможности управления
процессами формирования нормальных экономических,
социальных, национальных и иных интересов.
Наиболее негативным следствием снижения
регулятивной функции государства
является формирование существенного
разрыва в уровне доходов небольшой
группы людей, стоящих у власти или
рядом с ней, и большинством бедного
населения. Вновь воспроизводится
биполярная социальная структура. Так,
соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых
слоев к зарплате остального населения
в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в
1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных
странах это соотношение составляет
от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1. В этих
условиях только сильные государство
могло бы стать инициатором и
гарантом поступательности процесса формирования
гражданского общества, создавая правовые,
экономические, политические и культурные
предпосылки для самореализации
индивидов и групп, удовлетворения
их повседневных потребностей. Само же
государство должно на практике все
больше приобретать признаки правового
конституционального государства.
Российское общество
вновь оказалось перед делимой: либо
найти согласованную модель взаимодействия
индивидуальной свободы, активности и
инициативы личности с принципом ограниченного
правления государства, либо пойти по
пути очередной модификации державной
модели власти при отчуждении от нее народа.
Есть случаи использования власти номенклатурной
бюрократией в своих корпоративных интересах,
что больше отчуждает общество от власти,
не служит неприкосновенности прав индивидов
Заключение
Правовое государство
- многомерное развивающееся явление.
В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые свойства,
наполняется новым содержанием,
соответствующим конкретным условиям
существования общества и уровню
его развития. Непреходящим общим
началом любого правового государства
является его связанность правом.
Правовое государство - это такая
форма организации и деятельности
государственной власти, которая
строится во взаимоотношениях с индивидами
и их различными объединениями на
основе норм права. При этом право
играет приоритетную роль лишь в том
случае, если оно выступает мерой
свободы всех и каждого, если действующие
законы реально служат интересам
народа и государства, а их реализация
является воплощением справедливости.
Экономической основой правового
государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности,
на различных фермах собственности как
равноправных и в одинаковой мере защищенных
юридически. Социальную основу правового
государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет
свободных граждан-носителей общественного
прогресса. Нравственную основу правового
государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости,
равенства и свободы личности, её чести
и достоинства. Режим правовой государственности
реально утверждает высшие нравственные
ценности человека, обеспечивает их определяющую
роль в жизни общества, исключает произвол
и насилие над личностью.
Политическая природа
государства, наиболее четко проявляется
в его суверенитете. Именно в суверенитете
концентрируется вся гамма потребностей
и интересов различных звеньев
политической системы общества. Благодаря
суверенитету координируются интересы
государственных и негосударственных
организации, обеспечивается их справедливое
правовое равновесие и свободное
развитие.