Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:55, реферат

Описание работы

Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным.

Работа содержит 1 файл

Конфликтность.docx

— 16.27 Кб (Скачать)

Конфликтность, как особенность  протекания подросткового возраста

 

Все физиологические особенности  подросткового возраста тесно взаимосвязаны  с развитием психики. Появление  психических новообразований сопряжено  со сложностями его перехода из состояния  детскости во взрослую жизнь. После  относительно спокойного младшего школьного  возраста подростковый кажется бурным и сложным. Это возраст самоутверждения  среди сверстников, протеста и бунта  против старших, возраст сильных  эмоций и переживаний. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается  в плане формирования личности. Главная  особенность подростка - личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала  эту особенность: «Подростки исключительно  эгоистичны, считают себя центром  Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих  периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - лишь для того, чтобы  оборвать их так же внезапно, как  и начали. С одной стороны, они  с энтузиазмом включаются в жизнь  сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти». (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2003).

 

Тревожащие моменты в  поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося  в разного рода компаниях. Но это  общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных  подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности  изначальной агрессивности и  пр., а выступает лишь как ситуация замещения при неприятии подростка  в мир социально-значимых отношений  взрослых, как ситуация совместного  переживания непонятности ими. Отношения  взрослых к растущим людям не учитывают  особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность  в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми  и подростками растет психологический  барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и  к конфликтным формам поведения. То есть в подростковом возрасте в  силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые  нарушают нормальный ход личностного  становления, создавая объективные  предпосылки для возникновения  и проявлении конфликтности.

 

У ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних  ценностей на другие. Подросток стремится  занять новую социальную позицию, соответствующую  его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников  становятся для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание  подростком чувства собственной  ценности. Неслучайно поэтому истоки конфликтности подростков лежат, как  правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом  и т.п.).( Крутецкий В.А. Психология подростка. - М., 1965.)

 

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности. Первую группу подростков характеризует  устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов  являются типичными особенностями  этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает  физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая  более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным  индивидуализмом, желанием занять привилегированное  положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей  извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них  ситуативно и лишь против тех, кто  слабее. Третью группу подростков характеризует  конфликт между деформированными и  позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся  к достижениям, успеху, апатичны. В  их поведении преобладают косвенная  и вербальная агрессивность. В четвертую  группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична  трусливость и мстительность. В  их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.


Информация о работе Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста