Концепция социальной мобильности; ее формы

Автор: z***********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:12, реферат

Описание работы

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в
котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и
идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 25.12 Кб (Скачать)

Введение 

    Люди  находятся в постоянном движении, а общество - в развитии.  Каждый человек перемещается в  социальном  пространстве,  в  обществе,  в

котором   он   живет.   Иногда   эти   перемещения   легко    ощущаются    и

идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в  другое, переход  из одной  религии  в  другую,  изменение  семейного  положения.  Это меняет позицию индивида в  обществе и говорит о его перемещении  в  социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения  индивида,  которые  трудно определить не только окружающим  его  людям,  но  и  ему  самому.  Например, сложно определить изменение положения  индивида в связи  с  ростом  престижа, увеличением или уменьшением  возможностей  использования  власти,  изменением дохода. Вместе с тем  такие изменения в позиции  человека  в  конечном  итоге  сказываются на его поведении,  системе  отношений  в  группе,  потребностях, установках, интересах  и ориентациях.

      В  связи  с  этим  важно   определить,  как   осуществляются   процессы

перемещения индивидов в социальном пространстве, которые  получили название процессов  мобильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Концепция социальной мобильности; ее формы  

    Термин  «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным.

    Под социальной мобильностью понимается любой  переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции  в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается  переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение  некоего индивида из одного гражданства  в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при  сохранении своего профессионального  статуса, — все это примеры  горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального  положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении  индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления  перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с  этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего  пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой  группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень  с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении  индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой  он принадлежал; другая форма проявляется  в деградации социальной группы в  целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае "падение" напоминает нам  человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля. 

Случаи  индивидуального проникновения  в более высокие пласты или  падения с высокого социального  уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социальною восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Совокупность  социальных перемещений людей в  Обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности  был П.Сорокин. зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Движение  вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и  восходящей (соц подъем).

Горизонтальной  мобильностью называется переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность: перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ мобильность превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения  вниз, вверх или по горизонтали  происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальных революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл. Как показал на огромном историческом материале Сорокин причинами групповой мобильности выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, военные перевороты, смена полит режимов. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение системы стратификации, т.е. самой основы того или иного Общества.

К факторам индивид мобильности относятся: социальный статус семьи, ур образ, национальность, место жительства.

Особую  разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой социальной позиции, чем родители, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколенной мобильности свидетельствует о том, до какой степени в том или другом Обществе неравенство переходит от одного поколения к др.

Тенденции социальной мобильности:

В целом  молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия  эмиграции, чем иммиграции. Там, где  высок уровень рождаемости, население  более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность.

Уровень рождаемости неодинаково распределен  по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Профессионалы (врачи, юристы…) и квалиф служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, сельхоз рабочие, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном Обществе.

Социальная  мобильность является самостоятельным  показателем «прогресса» общества. Первый показатель - это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй - повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить.

 

      Доступность путей для социальной мобильности  зависит как от индивида, так и  от структуры общества, в котором  он живет. Индивидуальная способность  немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение  к высшим статусам. В некоторых  обществах амбиции молодых людей  могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах  молодежь может воспользоваться  сотней путей для достижения высшего  статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

      Однако  для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто  возникает проблема вхождения в  новую субкультуру группы с более  высоким статусом, а также связанная  с этим проблема взаимодействий с  представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера и барьера общения  существует несколько способов, к  которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

      1. Изменение образа жизни. Недостаточно  просто зарабатывать и тратить  большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в  доходах с представителями более  высокого социального слоя. Для  усвоения нового статусного уровня  ему необходимо принять новый  материальный стандарт, соответствующий  этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины  и т.д. - все должно соответствовать  новому, более высокому статусу.  Материальная бытовая культура - это и не очень заметный, но  весьма значительный способ приобщения  к более высокому статусному  уровню. Но материальный образ  жизни - только один из моментов  приобщения к новому статусу  и сам по себе, без изменения  других компонентов культуры  немного значит.

      2. Развитие типичного статусного  поведения. Ориентированная на  вертикальную мобильность личность  не будет принята в более  высокий социально-классовый слой  до тех пор, пока не усвоит  образцы поведения этого слоя  настолько, чтобы следовать им  без каких-либо усилий. Образцы  одежды, словесные обороты, проведение  досуга, манера общаться - все это  подвергается пересмотру и должно  стать привычным и единственно  возможным типом поведения. Детей  часто готовят специально к  усвоению поведения, характерного  для высокого социально-классового  слоя, обучая их музыке, танцам  и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

      3. Изменение социального окружения.  Этот способ основан на налаживании  контактов с индивидами и ассоциациями  того статусного соя, в который  социализируется мобильный индивид.  Идеальным условием вхождения  в новый слой является положение?  когда индивид полностью окружен  представителями того слоя, куда  он стремится попасть. В этом  случае субкультура осваивается  очень быстро. Однако положительным  моментом налаживания связей  всегда служит то, что новое  знакомство может создать благоприятное  общественного мнение в пользу  новичка.

      4. Брак с представителем более  высокого статусного слоя. Во  все времена такой брак служил  наилучшим средством преодоления  барьеров, стоящих на пути социальной  мобильности. Во-первых, он может  в значительной степени способствовать  проявлению талантов, если дает  материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность  быстрого подъема, часто минуя  несколько статусных уровней.  В-третьих, брак с представителем  или представительницей более  высокого статуса в значительной  степени разрешает проблемы социального  окружения и быстрого освоения  образцов культуры высшего статусного  слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим". 
 
 

4. Индивид и социальная  мобильность.

 

      Убеждение в том, что социальная мобильность  полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном  демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым  людям возможности активно участвовать  в общественной жизни. Однако высокая  социальная мобильность наиболее уместна  и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе для качественного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.

      Быстрота  изменения общества требует от лидера большего, нежели способность механически  исполнить определенные ритуалы. Кроме  того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих  из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая  система - это необходимость для  современного общества. Однако культивирование  и развитие открытой системы может  иметь неприятные последствия для  некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим несколько случаев существования  в современном обществе индивидов  с высокой мобильностью.

5. Статусная нестабильность.

 

      Общество  с открытыми границами между  социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он но может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя.

      Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет  свои социальные обязанности, так как  в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого  происхождения могут иметь высокий  статус, а почему же не он? Статусное  беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей  степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести  руководителей среднего и низшего  уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.

Информация о работе Концепция социальной мобильности; ее формы