Концепция разделения властей Ш. Монтескье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2 - 3
1. Понятие, цели и виды методов социального исследования.……………..4 - 5
2. Методы сбора первичной информации…………..……………………….…..6
2.1 Наблюдение……………………………………………………………..6 – 8
2.2 Анализ документов…………………………………………………... 9 – 13
2.3 Опрос………………………………………………………………….14 - 19
3. Методы анализа и обработки социологической информации...………20 - 22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..2 - 3

1. Понятие, цели и виды методов социального исследования.……………..4 - 5 

2. Методы сбора первичной информации…………..……………………….…..6

    2.1 Наблюдение……………………………………………………………..6 – 8

    2.2 Анализ документов…………………………………………………... 9 – 13

    2.3 Опрос………………………………………………………………….14 - 19

3. Методы анализа и обработки социологической информации...………20 - 22 

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В наше время человечество  превратилось в довольно таки  высокоразвитое сообщество с  развитой структурой власти,  различных  социальных  институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и  важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо  проблеме  и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить?  Но  для  рационального решения  поставленных  задач  нужно  иметь  представление  о  проблеме,   её причине.  Именно  здесь  на  передний  план  и   выступает   социологическое исследование.

      Социологическое исследование, как  и любое другое исследование  в  любой дисциплине  или   науке,  играет  очень  большое   значение.   Оно   позволяет  исследователю  двигаться   вперёд  в его исследованиях,   подтверждая   или опровергая свои  домыслы и догадки,  собирать  и оценивать информацию  о изучаемом явлении.

      Социологическое исследование служит  как  бы  связующим  звеном  между теоретическими  знаниями  и   реальной  действительностью.   Оно   помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

      С помощью его можно решать  очень  большой  круг  вопросов  и  задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для  разрешения проблемы.

      Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в  сознательной  концентрации  усилий отдельного  исследователя  на  ограниченных,   заранее   более   или   менее определённых задачах1.

      В данный момент в  качестве  примера  использования  социологического исследования можно привести  опрос  общественного  мнения  по  распределению предпочтений граждан к  кандидатам  в  городскую  думу.  В  принципе  и  сам процесс  голосования  является   большим   государственным   социологическим исследованием.

      Таким образом, роль социологического  исследования в процессе изучения общества трудно переоценить,  поэтому  именно  оно  и  будет  рассмотрено  в данной контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  цели и виды методов социального исследования.

      Социологическое исследование  -  система  логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных  между собой единой целью: получить  достоверные  объективные  данные  о  изучаемом явлении.

      Виды исследований:

    1.   Разведывательное   исследование:   небольшое,   наиболее   простое исследование,   имеющее   небольшое   количество   респондентов   и   сжатый инструментарий.

    2. Описательное  исследование: более глубокий вид  исследования  с  более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

    3. Аналитическое  исследование: самое сложное и   глубокое  исследование.

Носит  не  только  описательный  характер,  охватывает  большое   количество респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.

Цель -   общая   направленность    социологического    исследования, определяющая его характер и ориентацию  (теоретическую  или  прикладную)2. Программа исследования должна чётко отвечать на  вопрос,  на  решение какой проблемы   и   на   получение,   какого   результата   ориентируется   данное исследование?

      Если цели недостаточно  ясны  учёным  и  представителям  организаций, которые  обратились  к  ним  с  социальным  заказом,  то  могут   возникнуть разногласия  по  итогам  исследования.  В  связи   с   этим   важно, чтобы социологическое  исследование  имело  комплексный  характер,  для   чего   в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

      Задачи - совокупность конкретных  целевых  установок,  направленных  на анализ и решение проблемы.

      Основные  задачи  соответствуют   цели  исследования.  В  теоретически  ориентированном  исследовании  приоритет   отдаётся   научным   задачам,   в практически ориентированном - прикладным.

      Неосновные  задачи  ставятся  для  подготовки  будущих   исследований, решения методических  вопросов,  проверки  побочных  гипотез,  не  связанных непосредственно с данной проблемой.

       При  теоретической  или   прикладной   ориентации   социологического  исследования неосновные задачи  целесообразно  решать  на  основе  материала, полученного  для поиска ответа на центральный   вопрос,  анализировать  те  же данные, но под другим углом зрения.  Возможно,  что неосновные  задачи  не получат законченного решения, но  они могут помочь  в постановке  научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

      Социологическое исследование включает в себя два основных метода:

  1. Метод сбора первичной информации, к нему относятся – наблюдение, контект-анализ или изучение документов и опрос.
    1. Метод анализа и обработки социологической информации.

Далее в данной работе более подробно будут рассмотрены данные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы сбора  первичной информации.

2.1 Наблюдение.

        Наблюдение   в   социологии -   метод   сбора    информации    путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

    Существует ряд особенностей этого метода:

- Связь наблюдателя с объектом наблюдения.

- Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.

- Сложность повторного наблюдения.

     В зависимости от  степени  стандартизации  техники  наблюдения  можно выделить две основные разновидности этого метода. Стандартизированная   техника   наблюдения   предполагает   наличие предварительно детально разработанного списка  событий,  признаков,  которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций  наблюдения;  инструкции для наблюдателей; единообразные  кодификаторы  для  регистрации  наблюдаемых явлений.

      Нестандартизированное (неструктурированное)  наблюдение. В этом случае исследователь  определяет  лишь  общие  направления   наблюдения,   согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в  процессе наблюдения или позднее по памяти.

      Формы и приёмы фиксации результатов  наблюдателя-  бланки  и  дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

      В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой  ситуации  различают  4 вида наблюдения:

а) полное  участие   наблюдателя   в   ситуации:   предполагает   включение наблюдателя  в  изучаемую  группу  как  полноправного  её  члена.   Роль наблюдателя неизвестна членам групп;

б) участник  ситуации  как   наблюдатель:   характеризуется   включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем  участникам  ясна его роль как исследователя;

в) наблюдатель  как  участник:  означает,  что  наблюдатель -  прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса,  не претендует быть действительным его участником;

г) полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию  наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

      Процедура наблюдения. Процесс исследования  социального явления методом наблюдения условно можно представить  в  виде  следующей  последовательности шагов:

      - формулировка  проблемы,  описание  объекта  наблюдения,  определение задач;

      - определение  единиц  наблюдения  и  индикаторов  изучаемых   аспектов поведения;

      - разработка  языка  и  системы   понятий,  в  терминах  которых   будут описываться  результаты  наблюдения;  определение  выборочных   процедур   в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

      - подготовка технических документов  для фиксации наблюдаемого  явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);

      - запись результатов наблюдений;

      - анализ и интерпретация данных;

      - подготовка отчёта и выводов  по итогам исследования.

      Достоинства  и  недостатки  метода  наблюдения.  Главное   достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного  явления,  его многогранность.

      Гибкость метода - ещё одно качество, имеющее немаловажное значение  при изучении социальных явлений.

      И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

      Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный  характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод  редко  может быть применён к наблюдению больших совокупностей.  Однако  наиболее  крупный недостаток   связан   с   возможностью   привнесения    определённой    доли субъективности  в  существо  метода  и  меньшими,  чем  в  других   случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ документов.

Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации4.

Анализ документов открывает  социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем  их многообразии. Ориентироваться в  многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа  породило разработку принципиально  иного, формализованного (количественного)  метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.

Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.

При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным  фрагментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологического или политического  процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.

Информация о работе Концепция разделения властей Ш. Монтескье