Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:15, контрольная работа
На любом тренинге присутствует интерактив — обоюдное общение и действие. Общение на уровне «вопрос — ответ — обсуждение» — это семинар. Монолог лектора с редкими репликами — просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса — конференция, форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит.
Введение 3
Программа тренинга 6
Содержание программы 8
Методические рекомендации 21
Апробация 22
Литература 24
Дополнительная литература 24
Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра Социологии
Программа тренинга
по дисциплине “Тренинг Управления персоналом”
на тему “Командообразование (Ти-мбилдинг)”.
Выполнила:
ст. гр. УПз-31
Годуненко С.Н.
Научный руководитель:
канд. социол. наук, доц.
Реутов Н.Н.
Белгород
2012 г
Содержание
«Скажите мне — и я забуду, покажите мне — и я, может быть, запомню,
сделайте вместе со мной — и я пойму»
Народная мудрость
В кадровой политике любой сферы бизнеса определяющим фактором являются кадры, и главный вопрос организации — развитие ее кадрового потенциала. И здесь на помощь приходит тренинг.
Тренинги — это
обучающие интерактивные
На любом тренинге присутствует интерактив — обоюдное общение и действие. Общение на уровне «вопрос — ответ — обсуждение» — это семинар. Монолог лектора с редкими репликами — просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса — конференция, форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит. Тренер показывает. Тренер спрашивает. Тренер заставляет делать то, что непривычно, и при иных обстоятельствах никогда бы не сделал! Моделируются различные ситуации. Проигрываются выгодные и правильные выходы из ситуаций. Это — элемент ролевой игры. Любой настоящий тренинг — это ролевая игра. Если это не так, то это — не тренинг!
Тренинг — это:
— массовое мероприятие,
— извлечение из привычной среды,
— игра с другой (или измененной) ролью,
— активный двусторонний процесс,
— решение конкретного внутреннего вопроса,
— получение реальных навыков за короткое
время,
— изменение подхода к определенным жизненным
ситуациям либо к жизни вообще;
— предоставление вам новых инструментов
для решения вопросов.
Активные тренинги становятся все более популярной формой обучения взрослых людей. А хороший тренинг невозможно провести без упражнений и игр, вовлекающих участников тренинга в процесс обучения.
Использование упражнений в тренинге помогает достичь следующих целей:
1. Позволяет участникам усвоить информацию и проверить ее на собственном опыте.
2. «Разогревает» участников группы, активизирует их творческую активность, настраивает на «включенность» в происходящее.
3. Помогает отработать полученные навыки в практической деятельности.
4. Создает в группе
веселую и доброжелательную
Тренинг командообразования сегодня, как никогда, актуален. Современные предприятия исчерпали лимит своей конкурентоспособности в области качеств и цен на товары и услуги, благодаря современным технологиям. Остался один ресурс — повышение квалификации персонала в области деловой эффективности. И главным в этом ресурсе является управление предприятием через командообразование.
Уходит в прошлое авторитарное руководство. Приходит эра командного управления. Именно эта технология выведет на первые места предприятия, которые вовремя начнут перестраивать свои внутренние коммуникации.
Есть мнение, что команда построится сама, необходимы только время для развития предприятия и соответствующая стратегия. Это ложное убеждение. Даже самая прогрессивная и современная стратегия развития предприятия может быть похоронена авторитарными или, наоборот, анархичными способами управления. А возникновение команды при подобных стилях управления невозможно.
Из этого можно сделать единственный вывод: команды не рождаются сами по себе, как пытаются доказать некоторые менеджеры по персоналу. Команды не строятся за несколько дней, как пытаются убедить нас американские коллеги, внедряя на российский рынок тренинги «тим-билдинга». Хотя, безусловно, тренинг – это способ сформировать навыки эффективного взаимодействия и коммуникации людей, создание команды.
Тренинг Тим-билдинг помогает начать работу по формированию команды, осознать роль каждого сотрудника. Результатом же является эффективное групповое взаимодействие.
Цели и задачи тренинга командообразования уточняются во время организационной диагностики предприятия и согласуются с руководством.
Целями командообразования могут быть:
Под командой понимается состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы сотрудников предприятия, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач.
Результатом такого взаимодействия является продуманное позиционирование участников, имеющих полное и четкое представление о том, как связаны между собой цели, методы работы и процесс успешного выполнения задач.
Задачи тренинга командообразования:
Теоретическая основа тренинга — динамика групповых процессов. Группа в своем развитии обязательно проходит три этапа, каждый из которых содержит в себе определенные стадии. Знание закономерностей развития групп дает руководству возможность осознанно воздействовать на них.
Во время тренинга происходит управляемое развитие групповых процессов, в результате которых формируется команда под цели и задачи руководства.
На тренинге затрагиваются следующие темы:
В тренинге используются следующие приемы:
Безусловно, хороший тренинг — это не просто набор упражнений, объединенных общей темой, а гораздо больше: и элементы уместной в данной ситуации теории, и разбор случаев из жизни участников, и личный пример самого тренера как человека, владеющего теми приемами и методами, которые он преподает.
Эта программа Тренинга командообразования будет интересна и полезна студентам всех специальностей, а также преподавателям. Так как эффективная команда, то есть эффективное групповое взаимодействие, важна в любой деятельности.
Содержание программы |
Примечание |
Время |
Начальный этап групповой динамики | ||
Представление тренера. Обсуждение целей и задач тренинга, режима и организации работы группы. |
||
«Имена и качества» / «Слушай меня!» (запомнить имена) |
4 минут | |
«Животные» (знакомство) |
5 минут | |
«Счет в темноте» (снятие тревоги, сплочение) |
5 минут | |
«Вампиры» (взаимовыручка в команде) Обсуждение игры. |
10 минут | |
«Угадай, кто» / «Отгадай загаданного члена» (узнать друг друга) Обсуждение игры. |
Бумага для записей, карандаши. |
5-10 минут |
«Молчащее и говорящее зеркало» (невербальное сплочение) Обсуждение игры. |
10 минут | |
«Десять фактов о нас» (мы-команда) |
Листы формата А4, карандаш. |
10-15 минут |
Переходный этап групповой динамики | ||
«Летели гуси» (вовлечение в активную деятельность, слаженность) Обсуждение игры. |
Бумага для записей, карандаши. |
20 минут |
«Джаз и симфонический оркестр» (обратная связь, умение убеждать) Обсуждение игры. |
15 минут | |
«Дрессированный дельфин» (сплочение, обучение анализу) Обсуждение игры. |
10-15 минут | |
«Какая наша команда?» |
Бумага, карандаши |
5-7 минут |
«Необитаемый остров» (выявление лидера в команде, конфликтное взаимодействие) Обсуждение игры. |
Бумага, карандаши и фломастеры |
10 минут |
Продуктивный этап групповой динамики | ||
«Летающие кошки» |
5-6 мягких игрушек |
5 минут |
«Герб группы» (креативные способности группы) Обсуждение игры. |
Бумага, карандаши |
7 минут |
«Мумия» (командная деятельность, весёлая атмосфера) Обсуждение игры. |
Несколько рулонов туалетной бумаги. |
5-7 минут |
«Переправа» (обсуждение и принятие общего решения, выявление лидера) Обсуждение игры. |
1,5 метра верёвки |
20-60 минут |
«Синергия» (1+1=3) Обсуждение игры. |
Бумага, карандаши |
15 минут |
«Путаница» (позитивное завершение тренинга) |
10-15 минут | |
Подведение итогов тренинга |
Начальный этап групповой динамики
«Имена и качества»
Начало тренинга, знакомство, запоминание имен.
Цели и возможности применения. Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга.
Время. 3 минуты в зависимости от размеров группы.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура
Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор — веселый».
Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор — веселый, а я Александр — активный».
Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как обычно в начале тренинга они еще скованны и могут говорить: «Ну, я не знаю, какой я!», поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по принципу «снежного кома», где участникам нужно вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом случае нужно пояснить, что группа обязательно их поддержит и подскажет, если они вдруг забудут что-то.
«Слушай меня!»
Начало тренинга, знакомство, запоминание имен, умение слушать других.
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться, а также подчеркивает важность умения слушать. Это необходимый навык в любой команде.
Время. 3 минуты.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура
1. Участники тренинга
сидят в общем кругу, и каждый
по очереди (по кругу)
2. После того как все выскажутся, тренер просит участников по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.
Обсуждение. Не требуется.
Примечание. Поскольку очень часто участники, пока говорят другие, не слушают выступающих, а напряженно думают о том, что же будут говорить они сами, упражнение иллюстрирует, как редко мы слушаем друг друга.
«Животные»
Цели. Создание комфортной атмосферы; снятие тревоги; создание обще группового взаимодействия через двигательную активность.
Процедура проведения. Все члены группы садятся в круг.
Каждый участник группы выбирает себе какого-то животного и объявляет его. Название животного можно написать на бейджике и прикрепить к костюму на видном месте.