Коллективное единство П.А.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ 4
2. КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ЕДИНСТВА 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

Реферат готовый.doc

— 93.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра экономики, финансов и бухгалтерского учёта 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теория организации»

Тема: Коллективное единство П.А.Сорокина

 

 

 

 

              Выполнил студент:

                                                                 Лахтионова Е.А.

                                                                 Направление: 081100 - ГМУ

                                                                 Заочная (ускоренная) форма обучения

                                                                 Группа: ГиМУ-ЗУ-11

 

                                                                 Научный руководитель:

                                                                 к.э.н., доцент Ариткин А.Г.

 

 

 

Инза

2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучения творчества  П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».  

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого  социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

 

 

 

 

 

 

  1. ЖИЗНЬ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

 

 

Питирим Александрович  Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с. Турье Вологодской губернии. 

Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить  на три основных этапа.

На первом этапе (до 1922 г.) – русском – Сорокин создает  позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

Второй этап (1922-1930) характеризуется  продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые  были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).

Третий этап характеризуется  кардинальным пересмотром своих взглядов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

В этот период Сорокин  пишет книгу за книгой: «Социальная  философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие. 

В конце 1959 года Сорокин  выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает  основы теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя  дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Переиздание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Review. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.

Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме на Клифф-стрит в Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ЕДИНСТВА

 

 

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

    1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
    2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
    3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин  пишет: «Прежде чем перейти к  описанию строения населения или  общества в том сложном виде, в  каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

    1. взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
    2. взаимодействие сходных и несходных лиц
    3. взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население  распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».

«Весь сложнейший мир  общественной жизни людей распадается  на очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих людей  представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит  на три группы:

    1. космические или физико-химические
    2. биологические
    3. социально-психические

Далее Сорокин указывает  два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации  группы и обычные  приемы поддержания  и  сохранения  этой  организации.  «Общественная жизнь представляет не что иное,  как непрерывный  поток возникающих, длящихся и  исчезающих  коллективных  единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда,  когда  прекращается  взаимодействие между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации.  Но падение одной организации  и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,  а означают только,  что форма, порядок и организация последнего изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает  строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны  класс и национальность.

б) внутренне антагонистические  и внутренне солидарные. «Судьба  любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием, каких либо  одних групп,  а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов».  Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил

2. разряду сил биологических

3. разряду сил социально-психических

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

  1. потребность питания
  2. потребность половая
  3. потребность индивидуальной самозащиты
  4. потребность групповой самозащиты
  5. бессознательное подражание
  6. потребность движения
  7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

 

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

    1. идеи
    2. чувства-эмоции
    3. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека

2. духовная атмосфера социальной среды

3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

Информация о работе Коллективное единство П.А.Сорокина