Коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:39, лекция

Описание работы

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 21.66 Кб (Скачать)

Наука » Педагогика » Общая  педагогика » Коллектив как объект и субъект воспитания. Педагогическое руководство школьным коллективом.

Понятие о детском коллективе, его видах. Термин «коллектив» произошел  от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

 

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько  первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд  в лагере).

 

Коллектив – это развивающая  социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.

 

Под руководством педагога детский  коллектив становится развивающей  социокультурной средой жизнедеятельности  учащихся, обеспечивающей вхождение  в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.

 

В детском коллективе в  совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих  целей, взаимный контроль и коррекция  действий, развивается способность  понимать состояния и мотивы поступков  других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений  формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

 

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается  на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

 

Учитывая это, педагог  всегда решает двуединую задачу –  способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали, прежде всего, с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

 

Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического  воспитания.

 

А.С. Макаренко принадлежит  идея первичного коллектива как основного  инструмента воспитательного воздействия  на ребенка. Разработаны им принципы «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др. Для формирования устойчивого стремления к лучшему  А.С. Макаренко использовал «систему перспективных целей» (близких, средних  и дальних). Эта система целей  определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко и обеспечивала его постоянное продвижение вперед. Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и, прежде всего в меру его нравственно ценностной активности. В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г.Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

 

Педагогическое руководство  коллективом. Стили педагогического  руководства: авторитарный, демократический, попустительский, которые дают различные  результаты формирования коллектива. Это моносубъектные или полисубъектные отношения. Самоуправлению в коллективе делегируют часть управленческих и организаторских функций. Чем лучше организовано руководство коллективом, тем сильнее развито самоуправление в нем и качество социализации его членов.

 

Групповая форма организации  воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма  стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Коллектив является средством и формой достижения этой цели. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности.

 

Наиболее стабильное звено  в официальной структуре школьного  коллектива - коллектив класса, в  рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками  образуется густая сеть межличностных  связей и отношений. В силу этого  он выполняет роль своеобразного  фундамента на базе которого формируются различные школьные коллективы.

 

Ученический коллектив - это  группа учеников, объединенная общей  социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельностью имеющая  общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном  равенстве всех членов в правах и  обязанностях.

 

Чтобы стать коллективом  группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко)

 

Первая стадия - становление  коллектива (стадия первоначального  сплочения). Организатор коллектива -педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации.

 

На второй стадии усиливается  влияние актива. Теперь уже и актив  предъявляет требования к членам коллектива, в пользу интересов самого коллектива. Для этой стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как  целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации  и саморегуляции. Теперь уже становится возможным целенаправленно использовать коллектив в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

 

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия...), постановка перед коллективом  интересных и усложняющихся целей, задач, установление дружеских и  требовательных отношений, ответственной  зависимости между людьми- все это способствует укреплению коллектива на этой стадии.

 

Третья и последующие  стадии характеризуют расцвет коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого  из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и  наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.

 

 

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого  коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

 

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для членов этого коллектива.

 

Взаимоотношения характеризуются  доверительностью, открытостью, взаимным уважением. Немов указывает на след.требования предъявляемые коллективу: Успешно справляться с возложенными на него задачами. Иметь высокую мораль. Отличаться хорошими человеческими отношениями, Создавать для каждого своего члена возможность развития, как личности. Быть способным к творчеству. Иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

 

Коллектив непрерывно меняется потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется хар-р влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает ср-ва пед. воздействия.

 

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом  его функционирования, использовать коллектив в кач-ве инструмента воспитания школьников. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления. Управление уч. коллективом осуществляется как 2-а взаимосвязанных процесса сбора информации об учен, коллективе и входящих в него школьниках; 2) организация адекватных его состоянию воздействий , имеющих целью совершенствовать сам коллектив.

 

 

Воспитательный коллектив  это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в которых хорошо функционируют  органы самоуправления, а межличностные  отношения характеризуются высокой  организованностью, ответственной  зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений  и интересов, что обеспечивает свободу  и защищенность каждой личности

 

В структуре воспит. коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет, старосты в классах.

 

Эти органы и «лидеры» в  ученических коллективах считаются  формальными. Кроме формальных структур, в коллективе существуют еще структуры  неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально  влияют на коллективную деятельность. Их принято называть малыми группами и неофициальными лидерами. Если формальные структуры коллектива ( старосты, ученические комитеты, советы кружков...) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных малых групп и лидерства отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узко-групповые интересы и стремления.

 

Макаренко, Сухомлинский и  др. педагоги специально подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые  школьники.

 

 

 

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать  всех учащихся в разнообразную и  содержательную общественную деятельность и , во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность

 

таким образом, чтобы она  сплачивала и объединяла учащихся в  дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует 2 вывода:

 

А) в качестве важнейших  средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и и внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность;

 

Б) в процессе организации  этих видов деятельности нужно применять  специальную методику. Педагогическую основу этой методики составляют:

 

умелое предъявление требований к учащимся;

 

организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;

 

организация увлекательных  перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной деятельности;

 

формирование здорового  общественного мнения;

 

создание и развитие положительных  традиций коллективн создание и развитие положительных традиций коллективной жизни

 

(улица, клубы, секции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием  активной ссылки на статью! 

 

 Если статья нарушает  Ваши авторские права и Вы желаете изменить или удалить статью, пожалуйста

 

DARK-ADMIN

Новость опубликована 16.06.2012 и содержит 0 комментариев

Похожие публикации:

Педагогическая система  А.С. Макаренко

Личность и коллектив

КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И  СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

КОЛЛЕКТИВ


Информация о работе Коллектив