Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:39, лекция
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).
Наука » Педагогика » Общая педагогика » Коллектив как объект и субъект воспитания. Педагогическое руководство школьным коллективом.
Понятие о детском коллективе, его видах. Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив), временный детский (отряд в лагере).
Коллектив – это развивающая социальная система. В зависимости от уровня развития различают стадии - складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся (сформированный) и «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.
Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир отношений, сотрудничества, сотворчества.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Учитывая это, педагог
всегда решает двуединую задачу –
способствует развитию мотивов единения
и общности детей в коллективе
и создает условия для
Принцип воспитания в коллективе,
для коллектива и через коллектив,
провозглашенный А.С. Макаренко, стал
ведущим принципом
А.С. Макаренко принадлежит
идея первичного коллектива как основного
инструмента воспитательного
Педагогическое руководство коллективом. Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, попустительский, которые дают различные результаты формирования коллектива. Это моносубъектные или полисубъектные отношения. Самоуправлению в коллективе делегируют часть управленческих и организаторских функций. Чем лучше организовано руководство коллективом, тем сильнее развито самоуправление в нем и качество социализации его членов.
Групповая форма организации
воспитания в школе получила название
коллективной. Воспитание в духе коллективизма
стало ведущим принципом
Наиболее стабильное звено
в официальной структуре
Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельностью имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Чтобы стать коллективом группа должна пройти несколько этапов (по А.С. Макаренко)
Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива -педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей организации.
На второй стадии усиливается
влияние актива. Теперь уже и актив
предъявляет требования к членам
коллектива, в пользу интересов самого
коллектива. Для этой стадии характерна
стабилизация структуры коллектива.
Коллектив выступает уже как
целостная система, в ней начинают
действовать механизмы
Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия...), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми- все это способствует укреплению коллектива на этой стадии.
Третья и последующие
стадии характеризуют расцвет
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности, близости взглядов, оценок и позиций. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательности, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для членов этого коллектива.
Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением. Немов указывает на след.требования предъявляемые коллективу: Успешно справляться с возложенными на него задачами. Иметь высокую мораль. Отличаться хорошими человеческими отношениями, Создавать для каждого своего члена возможность развития, как личности. Быть способным к творчеству. Иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Коллектив непрерывно меняется потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется хар-р влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает ср-ва пед. воздействия.
Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в кач-ве инструмента воспитания школьников. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления. Управление уч. коллективом осуществляется как 2-а взаимосвязанных процесса сбора информации об учен, коллективе и входящих в него школьниках; 2) организация адекватных его состоянию воздействий , имеющих целью совершенствовать сам коллектив.
Воспитательный коллектив
это такое объединение
В структуре воспит. коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет, старосты в классах.
Эти органы и «лидеры» в
ученических коллективах
Макаренко, Сухомлинский и др. педагоги специально подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную общественную деятельность и , во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность
таким образом, чтобы она
сплачивала и объединяла учащихся в
дружный и работоспособный
А) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и и внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность;
Б) в процессе организации этих видов деятельности нужно применять специальную методику. Педагогическую основу этой методики составляют:
умелое предъявление требований к учащимся;
организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;
организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной деятельности;
формирование здорового общественного мнения;
создание и развитие положительных традиций коллективн создание и развитие положительных традиций коллективной жизни
(улица, клубы, секции).
Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Если статья нарушает Ваши авторские права и Вы желаете изменить или удалить статью, пожалуйста
DARK-ADMIN
Новость опубликована 16.06.2012 и содержит 0 комментариев
Похожие публикации:
Педагогическая система А.С. Макаренко
Личность и коллектив
КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
КОЛЛЕКТИВ