Автор: Наталья Рябкова, 09 Июня 2010 в 16:11, реферат
Тема данной работы напрямую связана с многообразием исследовательских подходов к таким понятиям, как «класс» и «классовая система». Необходим, в первую очередь, сказать о том, что эта проблема является одной из актуальных в социологии, что объясняется фундаментальностью таких понятий, как «социальная стратификация», «социальная структура», и той ролью, которую они играют в объяснении различных вопросов, сопряжённых с жизнью общества.
Цель работы – рассмотрение понятий «класс» и «классовая система» сквозь призму различных подходов к ним. Отсюда – ряд исследовательских задач, требующих своего разрешения:
Сбор и анализ материала, посвящённого данной теме.
Выявление основных исследовательских концепция, систематизация полученного материала.
Обобщение изученного материала.
Объект исследования – теории социальной стратификации, представленных в работах социологов, социальных мыслителей. Предмет исследования – специфические особенности различных классовых теорий социальной стратификации.
Следует сказать о том, что данная тема вызывает неиссякаемый интерес со стороны различных исследований и является одной из перспективных, практически значимых тем, связанных с изучением социальной реальности.
В процессе создания подобных классификаций использовалась веберовская идея статусов и развивался некий многомерный подход, согласно которому социальный статус или престиж является фактором независимым, дополняющим или даже замещающим фактор экономического класса.
В то же время британские социологи при определении класса первоначально в качестве решающего рассматривали фактор разделения труда, считая, что основное различие между классами в экономических и социальных условиях соответствует различию между физическим и умственным трудом. Подобное деление легло в основу классификации социо-экономических групп и классов британского государственного реестра «Registar General».
Как отмечают Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер, в настоящее время при определении класса используются критерии рыночной и трудовой ситуаций. Под рыночной ситуацией подразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие, как заработок, безопасность, возможность продвижения по службе. Понятие трудовой ситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также к структуре социальных отношений и системам контроля в рамках отдельных фирм. Предполагается при этом, что данные факторы согласованы друг с другом, так как рыночные вознаграждения и условия труда одинаковым образом прогрессируют по мере восхождения индивида по классово-иерархической лестнице. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер пишут: «В последнее время значительное внимание стало уделяться процессу, который принято обозначать термином «структурация», в ходе которого классы могут трансформироваться из экономических категорий в социальные группы, имеющие специфическое комплексное смысловое значение для всего социума».9 Среди факторов, определяющих процесс структурации, называют следующие:
Все эти факторы делают классы различными социальными группами. Различия между классами могут дополняться спецификой социальных ценностей и политических ориентаций их представителей.
В настоящее время одной из распространённых социологических моделей классовой структуры (например, британской) является деление населения на три класса – рабочий, промежуточный и высший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный – из работников умственного труда низшего уровня (таких, как клерки и низший технический персонал), а менеджеры, администраторы и так называемые «профессионалы» (врачи, адвокаты, профессора и др.) составляют высший класс.
Одно из наиболее признанных является классификация, предложенаая Дж. Голдторпом и оксфордской группой по исследованию социальной мобильности. Голдторп различает одиннадцать социально-классовых категорий, которые могут быть сведены в три основных класса:
Служебный класс | 1. «Профессионалы»,
администраторы и государственные чиновники
высшего уровня; менеджеры крупных учреждений
и компаний; крупные собственники.
2. «Профессионалы», администраторы и государственные чиновники низшего уровня; технические специалисты высшего уровня; менеджеры малого бизнеса и промышленных предприятий; кураторы служащих, занятых умственным трудом. |
Промежуточный класс | 3a. Служащие, занятые
рутинным умственным трудом в области
управления и коммерции.
3b. Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью в сфере услуг. 4a. Мелкие собственники, ремесленники и другие, имеющие наёмных работников. 4b. Мелкие собственники, ремесленники и другие, не имеющие наёмных работников. 4c. Фермеры и мелкие арендаторы, рыболовы. 5. Технические специалисты низшего уровня, кураторы работников физического труда. |
Рабочий класс | 6. Квалифицированные
работники физического труда.
7а. Полуквалифицированные работники физического труда (за исключением сельского хозяйства). 7b. Сельскохозяйственные
рабочие. |
Необходимо отметить тот факт, что в соответствии с трактовкой Э. Гидденса, выделяют следующие классы:
В некоторых индустриальных странах (например, во Франции, Японии) выделяют четвёртый класс – крестьянство – люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства.
Таким образом, вопросы, связанные с понятием «класс», «классовая система», являются основополагающими в изучении социальной стратификации, именно поэтому они вызывают различные интерпретационные подходы, появление всё новых и новых трактовок, обуславливают проведение новых исследований.
Итак, в результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:
Таким образом, указанное направление исследований в социологии носит исключительно важный характер, что объясняет его перспективность,
непреходящий
интерес к нему со стороны учёных.
Библиографический список
Информация о работе Классы классовая система, многообразие подходов