Классы классовая система, многообразие подходов

Автор: Наталья Рябкова, 09 Июня 2010 в 16:11, реферат

Описание работы

Тема данной работы напрямую связана с многообразием исследовательских подходов к таким понятиям, как «класс» и «классовая система». Необходим, в первую очередь, сказать о том, что эта проблема является одной из актуальных в социологии, что объясняется фундаментальностью таких понятий, как «социальная стратификация», «социальная структура», и той ролью, которую они играют в объяснении различных вопросов, сопряжённых с жизнью общества.
Цель работы – рассмотрение понятий «класс» и «классовая система» сквозь призму различных подходов к ним. Отсюда – ряд исследовательских задач, требующих своего разрешения:
Сбор и анализ материала, посвящённого данной теме.
Выявление основных исследовательских концепция, систематизация полученного материала.
Обобщение изученного материала.
Объект исследования – теории социальной стратификации, представленных в работах социологов, социальных мыслителей. Предмет исследования – специфические особенности различных классовых теорий социальной стратификации.
Следует сказать о том, что данная тема вызывает неиссякаемый интерес со стороны различных исследований и является одной из перспективных, практически значимых тем, связанных с изучением социальной реальности.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 99.00 Кб (Скачать)
    • профессия;
    • религия;
    • образование;
    • этническая принадлежность.

     В процессе создания подобных классификаций  использовалась веберовская идея статусов и развивался некий многомерный подход, согласно которому социальный статус или престиж является фактором независимым, дополняющим или даже замещающим фактор экономического класса.

     В то же время британские социологи  при определении класса первоначально в качестве решающего рассматривали фактор разделения труда, считая, что основное различие между классами в экономических и социальных условиях соответствует различию между физическим и умственным трудом. Подобное деление легло в основу классификации социо-экономических групп и классов британского государственного реестра «Registar General».

     Как отмечают Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер, в настоящее время при определении класса используются критерии рыночной и трудовой ситуаций. Под рыночной ситуацией подразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие, как заработок, безопасность, возможность продвижения по службе. Понятие трудовой ситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также к структуре социальных отношений и системам контроля в рамках отдельных фирм. Предполагается при этом, что данные факторы согласованы друг с другом, так как рыночные вознаграждения и условия труда одинаковым образом прогрессируют по мере восхождения индивида по классово-иерархической лестнице. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер пишут: «В последнее время значительное внимание стало уделяться процессу, который принято обозначать термином «структурация», в ходе которого классы могут трансформироваться из экономических категорий в социальные группы, имеющие специфическое комплексное смысловое значение для всего социума».9 Среди факторов, определяющих процесс структурации, называют следующие:

    1. Проживание индивидов в районах, заселённых представителями одного класса.
    2. Низкий уровень социальной мобильности.
    3. Наличие общих жизненных стилей.

     Все эти факторы делают классы различными социальными группами. Различия между  классами могут дополняться спецификой социальных ценностей и политических ориентаций их представителей.

     В настоящее время одной из распространённых социологических моделей классовой структуры (например, британской) является деление населения на три класса – рабочий, промежуточный и высший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный – из работников умственного труда низшего уровня (таких, как клерки и низший технический персонал), а менеджеры, администраторы и так называемые «профессионалы» (врачи, адвокаты, профессора и др.) составляют высший класс.

     Одно  из наиболее признанных является классификация, предложенаая Дж. Голдторпом и оксфордской группой по исследованию социальной мобильности. Голдторп различает одиннадцать социально-классовых категорий, которые могут быть сведены в три основных класса:

Служебный класс 1. «Профессионалы», администраторы и государственные чиновники высшего уровня; менеджеры крупных учреждений и компаний; крупные собственники.

2. «Профессионалы», администраторы и государственные чиновники низшего уровня; технические специалисты высшего уровня; менеджеры малого бизнеса и промышленных предприятий; кураторы служащих, занятых умственным трудом.

Промежуточный класс 3a. Служащие, занятые рутинным умственным трудом в области управления и коммерции.

3b. Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью в сфере услуг.

4a. Мелкие  собственники, ремесленники и другие, имеющие наёмных работников.

4b. Мелкие собственники, ремесленники и другие, не имеющие наёмных работников.

4c.    Фермеры и мелкие арендаторы, рыболовы.

5.    Технические специалисты низшего уровня, кураторы работников физического труда.

     Рабочий класс 6.    Квалифицированные работники физического труда.

7а. Полуквалифицированные работники физического труда (за исключением сельского хозяйства).

7b. Сельскохозяйственные  рабочие. 

     Необходимо  отметить тот факт, что в соответствии с трактовкой Э. Гидденса, выделяют следующие классы:

    • высший класс (те, кто владеет или непосредственно контролирует производственные ресурсы, это богатые, крупные промышленники, верхушка руководства);
    • средний класс (включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов);
    • рабочий класс («синие воротнички», или занятые ручным трудом).

     В некоторых индустриальных странах (например, во Франции, Японии) выделяют четвёртый класс – крестьянство – люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства.

     Таким образом, вопросы, связанные с понятием «класс», «классовая система», являются основополагающими в изучении социальной стратификации, именно поэтому они вызывают различные интерпретационные подходы, появление всё новых и новых трактовок, обуславливают проведение новых исследований.

 

                                            Заключение

 

     Итак, в результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

    • Во-первых, классовые теории стратификация отличаются многообразием, на протяжении становления и развития социологической мысли к данной тематике обращались учёные, опиравшиеся на различные исследовательские установки, что и обусловило наличие разнообразных подходов;
    • Во-вторых, нельзя не заметить тот факт, что обращение к данной теме предполагает как изучение творческого наследия классиков социологии, так и рассмотрение теоретических положений, выдвинутых современными авторами;
    • Кроме того, подобная тематика носит и прикладной, практический характер, так как ознакомление с трудами, которые посвящены вопросам, сопряжёнными с понятиями «класс», «классовая» система, позволяет сформировать теоретическую базу для прикладных исследований.

     Таким образом, указанное направление  исследований в социологии носит исключительно важный характер, что объясняет его перспективность,

непреходящий  интерес к нему со стороны учёных. 

                                        
 
 
 
 
 
 

                          Библиографический список

    1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ.; под ред. С.А. Ерофеева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2000. – 428 с.
    2. Баразгова Е.С., Зерчанинова Т.Е. Социология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург, УрАГС, 2008. – 208 с.
    3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
    4. Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0klass--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251- 10&a=d&cl=CL2.7&d=HASH015cbc893eca76391c84e268.fc

Информация о работе Классы классовая система, многообразие подходов