Классификация конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:53, реферат

Описание работы

Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

Работа содержит 1 файл

Классификация конфликтов.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

К.Томас и Р.Килменн  выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: 

-         приспособление, уступчивость; 

-         уклонение; 

-         противоборство; 

-         сотрудничество; 

-         компромисс. 

Основу классификации  составляют два независимых параметра:  

1)     степень  реализации собственных интересов,  достижения своих целей, 

2)     уровень  кооперативности, учет интересов  другой стороны. 

Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. 

Рассмотрим подробнее эти стили поведения. 

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет  отстаивать свои права, сотрудничать для  выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию  ухода от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе. 

Противоборство, конкуренция  характеризуется активной борьбой  индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии. 

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных  отношений с оппонентами путем  сглаживания разногласий за счет собственных интересов. 

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует  в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта  в выработке общего решения.  

При компромиссе  действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при  котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант используется для манипулирования партнером. 

Существуют различные  причины возникновения конфликтов: объективные особенности взаимодействия людей, социально-психологические, индивидуально-психологические, возрастные, половые особенности  индивидов, приводящие к обострению внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий. В зависимости от того, какие факторы и причины вычленяются при рассмотрении данного конфликта, он может анализироваться на следующих трех уровнях: 

1)     социологическом  (анализ организации процесса взаимодействия людей как определенной системы общественных отношений); 

2)     социально-психологическом  (анализ социально-психологического  строения и особенностей участвующих  в конфликте групп людей); 

3)     индивидуально-психологическом  (анализ психологических особенностей индивидов – участников конфликта). 

Личностные причины  конфликтов нередко коренятся в  предрасположенности человека к  конфликтам, которая имеет либо ситуативные  либо характерологические предпосылки. 

Ситуативные предпосылки  – это такие психические состояния человека, в которых он более склонен к конфликтному реагированию. К ним относятся такие состояния, как неудовлетворенность актуальной потребности, повышенная возбудимость, недостаточная или искаженная информированность, состояние внушаемости и т.д. 

К характерологическим  предпосылкам конфликта следует  отнести те черты характера, которые  предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают отрицательное  отношение к человеку, чувство  антипатии, противодействие. Такими чертами  являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность к агрессивному поведению, к подчинению других, невнимании к людям, корыстолюбие, эгоизм. 

Заключение. 
 
 

В отношениях между  людьми неизбежно возникают трудности  и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.  

Широко распространены житейские соображения, что конфликты  – это нечто неблагоприятное  и опасное, что следует любой  ценой их избегать и что хорошим  отношениям между людьми свойственно  полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане. 

Нередко осуждение  самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи. 
 
 

Список литературы.

Информация о работе Классификация конфликтов