Категории детей нуждающиеся в социальном сопровождении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:36, реферат

Описание работы

Социальное сопровождение осуществляется социальными службами временно или постоянно в целях оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами.

Работа содержит 1 файл

Категории детей.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

    Волгоградский  государственный медицинский университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат 

Категории детей нуждающиеся в социальном сопровождении 
 
 
 
 
 
 

     

                                                                                           Выполнила:

                      студентка 3 курса  СР

                      Пиюкова А.А.

                      Проверил:

                                                                                                                Блицова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2011 

    Социальное  сопровождение осуществляется социальными  службами временно или постоянно  в целях оказания гражданам и  семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами.

      Социальное сопровождение предоставляется следующим категориям детей:

     -несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации (детям-инвалидам; детям  с ограниченными возможностями  здоровья; детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей;  беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);

     -воспитанникам  детских государственных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, после  окончания пребывания в указанных  учреждениях; 

     -семьям  с детьми, находящимся в трудной  жизненной ситуации;

    Их  еще называют как «дети риска»

    Понятие "риск" означает возможность, большую  вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может  произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях "группы риска", подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Фактически речь идёт о двух сторонах риска.

    С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории.

    С другой стороны, в последнее время  эта категория детей рассматривается  специалистами прежде всего с  точки зрения того риска, которому постоянно  подвергаются они сами: риска потери жизни, У подростков отмечаются трудности  во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, иждивенчество, привычка жить по указке, сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), трудности в овладении учебным материалом, проявление грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство и разные формы делинквентного поведения).

    По  мнению многих исследователей, нарушения, развивающиеся после пережитой  психологической травмы, затрагивают  все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения влияют на всю дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки .

    Таким образом, основная отличительная особенность  детей группы риска заключается  в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них  есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы.

    Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999) - "ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации".

    Это понятие высвечивает как главное  судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

    Именно  такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в  основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

    выявление детей этой категории в детской  среде и организация работы с  ними;

    непосредственная  индивидуальная или групповая работа с детьми.

    Комплексность проблем, которые требуют решения  в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

    Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся  практически все дети, поскольку  они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

    По  результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

    Индивидуальные  социально-педагогические программы  разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

    Групповые программы разрабатываются для  решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

    Общественные  программы разрабатываются для  решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного  коллектива, и включаются в общешкольную программу.

    Индивидуальные, групповые и общественные программы  разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для  разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

    Работая в составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.

    Социальный  педагог совместно с социально-психологической  службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Социальный  педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

    Меры  государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) , в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

    1. При получении образования. Для  реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения [23,ст.6 п.4]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования [23,ст.6,п.3]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [23,ст.6 п.5].

    2. В области труда и занятости.  Главной задачей государства  в сфере труда и занятости  выпускников учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [23, ст.9].

    3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, а также лицам из  их числа, предоставляется бесплатное  медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [23,ст.7].

    4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

    Общественный  смысл социальной педагогики в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь ребёнку в жизненном самоопределении, помочь выйти на путь нравственных отношений. Работа с трудными детьми обязательно предполагает перевоспитание. Это нелёгкий процесс и для воспитателя, и для воспитанника. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель поверить в него, помочь проанализировать прошлое и представить будущее.

    Литература: 

    1. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с
 
    1. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. -СПб.: 2004. №3. С.32-35.
 
    1. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой  и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998.245 с.
 
    1. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения  ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб., 1998. - 209 с.
 
    1. Дубровина, И. В Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина, Э.А. Минкова. - М.: 1995. - С.76

Информация о работе Категории детей нуждающиеся в социальном сопровождении